Статьи  >>  Декоративная пластика
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 29, 2010

Фарфоровые заводы СССР (продолжение)

К концу 50-х годов на фарфоровых заводах началась борьба за обновление традиционного ассортимента. Устаревшие формы постепенно заменялись новыми. Создавая изделия, художники мыслили их как часть единого вещного комплекса. Существенные изменения произошли в составе, объемах и величине сервизов (в первую очередь - чайно-кофейных), ваз и других изделий. Появляются различные наборы и комплекты изделий, представляющие своего рода «сокращенные сервизы», рассчитанные на небольшую семью и скромные габариты квартир.

Проблема формообразования, а вслед за нею и проблема декора новых изделий стали основополагающими в творчестве художников фарфора на рубеже 60-х годов. Они как бы заново открыли для себя естественные качества фарфора - чистоту, белизну и просвечиваемость его черепка, до того времени часто закрываемого обильной росписью и позолотой.

Выставка «Искусство - в быт» 1961 года широко представила утвержденные к производству образцы продукции многих заводов страны. Раздел фарфора был на ней наиболее обширным. Эта выставка подытожила достижения советской худо-ясественпой промышленности за период с 1945 года и одновременно нацеливала на решение задач, связанных с созданием нового предметного окружения. Показанные здесь изделия из фарфора продемонстрировали почти полное обновление ассортимента: формы их стали острее и динамичнее по силуэту, роспись - менее обильной, из нее почти исчезли многоплановые сложные изображения. Эти изменения в советском фарфоре рубежа 50-60-х годов были характерны и для других видов декоративного искусства тех лет.

В 1960-е годы Ленинградский фарфоровый завод сохранил за собой славу одного из ведущих творческих коллективов страны. Продолжая работу по созданию новых форм и росписи фарфора, художники завода пытаются подчеркнуть и выявить конструктивное начало в изделиях. Формы тулова фарфоровых предметов становятся либо более вытянутыми, либо, наоборот, низкими, приземистыми, а линии носиков и ручек напряженными и угловатыми. В росписи акцент делается на ярком цветовом пятне, подчеркивающем конструкцию формы и белизну материала.

Одним из примеров подобного решения может служить чайный сервиз А. Лепорской «Золотая агашка» (1965), в котором используется контраст преобладающей белой поверхности и небольших золотых прямоугольников. На их фоне помещены три небольших цветка, выполненных как подражание кистевой народной росписи, известной у керамистов под названием «агашки». Тот же путь выбран и в юбилейном сервизе «Гербовый» (1968), где даны изображения золотых гербов всех республик Советского Союза. Подчеркнутая рациональность и конструктивность форм сервиза вполне соответствует строгости и простоте его декорировки, придает ему торжественность.

В творчестве одного из старейших художников Ленинградского фарфорового завода, А. Воробьевского, сохраняется приверженность прежним традициям росписи-миниатюры. В эти годы Воробьевский расписал много больших ваз, сервизов и отдельных предметов: чайные сервизы «Красный орнаментальный» (форма Ленорской, 1960) и «Народные орнаменты» (форма Семенова, 1965), роспись двух чайников в наборе «Красный конь» (форма Э. Криммера «Крепыш», 1960).







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Фарфоровые заводы УкраиныФарфоровые заводы СССР (продолжение) Дулевский фарфоровый завод »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии