Статьи  >>  Декоративная пластика
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 29, 2010

Путь широкого использования в росписи мотивов русского фольклора, Дулевский и Дмитровский заводы

   В 50-е годы ленинградские мастера пытаются нащупать новые пути в развитии фарфора, продолжая столь присущий этому заводу творческий поиск новых форм и росписи изделий.

   В 50-е годы значительно окрепли и выросли художественные коллективы таких заводов-гигантов, как Дулевский и Дмитровский. Однако по сравнению с ленинградским возможности творческой работы там оказались более ограниченными, поскольку основное внимание уделялось массовому производству бытового фарфора, в формах и в росписи которого все еще прочно удерживались образцы довоенного периода. Перестроить производство на этих заводах и видоизменить их художественное направление было невозможно без обновления всего ассортимента. В то время художественные коллективы Дулевского и Дмитровского заводов уже возглавили талантливые художники и организаторы П. Леонов и Е. Смирнов, определившие художественную направленность заводов и во многом способствовавшие развитию там творческой работы.

К концу 1950-х годов дулевцы постепенно переходят к наметившейся еще в предвоенные годы манере росписи своих изделий, в которой отчетливо нарастает декоративно-эмоциональный момент. Здесь нельзя не принять во внимание влияние творчества П. Леонова, и в частности его знаменитого чайного сервиза «Золотой олень» (1958). Напряженный, вытянувшийся в стремительном прыжке золотой силуэт оленя среди фантастических цветов как бы стремится вырваться за пределы поверхности сосуда. Этот образ воплотил в себе суть творческих поисков художника.

Так наметилось новое направление развития Дулевского завода - путь широкого использования в росписи мотивов русского фольклора и народной орнаментики, яркой контрастной палитры, с преобладанием столь характерных для дулевского фарфора оранжево-красного (селенового), зеленого и синего цвета.

Поиски новых форм изделий

   Творчество П. Леонова, с именем которого связана вся художественная деятельность завода, по праву вошло в историю советского фарфора как одна из его интереснейших страниц. Своеобразие творческого почерка большого мастера раскрывается в его всегда необычной, свежей, жизнерадостной росписи, во многом идущей от традиций крестьянских фарфоровых заводов России прошлого века. Полыхающий поя ар огневой росписи Леонова, часто сплошь покрывающий всю поверхность вещи, стал своего рода эмблемой завода. Если в довоенном периоде творчества художника выразительность, острота силуэта и мажорность цвета только еще намечались, то в послевоенные годы эти черты достигли кульминации. В то же время нельзя не отметить сложность развития пути П. Леонова, когда наряду с бесспорными достижениями в ряде его произведений роспись приобретает самодовлеющее значение. Например, в чайном сервизе «Песня» (1951) она скрывает форму предметов, не оставляя и следа естественной белой поверхности фарфора.

В 1950-е годы на Дулевском заводе велись также поиски новых форм изделий. В это время здесь работают такие талантливые живописцы и скульпторы, как А. Сотников, П. Кожин, В. Колосов, В. Яснецов, Н. Борисов, и другие. Завод стал постепенно отходить от ассортимента изделий, характерного для первых послевоенных лет. Много нового в создание форм посуды на Дулевском заводе внесла скульптор Т. Воскресенская, пришедшая на завод в 1953 году. Ее чайные сервизы и другие изделия, отличающиеся простотой и архитектоничностью форм, надолго вошли в производство (чайные сервизы «Цветок» и «Бутон», 1955, вазочка и пепельница «Полоски», 1966, и др.).

Работа по обновлению форм и росписей

К концу 1950-х годов коллектив художников утвердился на избранном пути, в результате чего выкристаллизовался собственный почерк завода, выявилось своеобразие творческих индивидуальностей художников. Работа по обновлению форм и росписей на втором крупнейшем фарфоровом заводе страны - Дмитровском - также начинает развертываться в послевоенные годы. Скульпторами завода А. Шобановым, Ю. Ганрио и художником К. Тихоновым были выполнены достаточно простые и в то же время выразительные по силуэту чайные сервизы «Груша», «Рельефный» и др.

Значительную роль в организации художественного коллектива завода сыграл долгие годы возглавлявший этот коллектив Е. Смирнов. Художник большой культуры, счастливо сочетающий в своем творчестве тонкую графичность рисунка и богатую живописность, блестяще владеющий всеми видами росписи по фарфору, Смирнов уже в первые послевоенные годы выступает как мастер орнамента (вазы «Русский орнамент» и «Кобальтовая», обе- 1947). Росписям Смирнова наряду с их живописной выразительностью почти всегда присуща своеобразная лиричность, проявляющаяся не только в плавных, округлых, спокойных линиях рисунка, но и в особой гармонии светлых, прозрачных красок, сквозь которые просвечивает белая поверхность фарфора. В отличие от искусства П. Леонова, где основная эмоциональная нагрузка принадлежит яркому, сочному, плотно нанесенному на поверхность цвету, в творчестве Смирнова на первом плане всегда рисунок, его контурная, графическая разработка.

Графическая направленность росписи, с преобладанием белой поверхности фарфора, стала характерным отличием изделий Дмитровского завода в 50-е годы. Здесь помимо Е. Смирнова продолжали работать такие ветераны завода, как В. Федулов и А. Чекулина, бывшие виртуозами ручной росписи еще в предвоенные годы. В их творчестве традиции графического направления росписи получили яркое выражение. Они оказали значительное влияние на произведения многих молодых живописцев завода: О. Каховского, А. Коновалова, В. Лосева, К. Паниковой, А. Правиковой, В. Бубновой и других.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Ленинградский фарфоровый завод имени ЛомоносоваФарфоровые заводы Украины »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии