Статьи  >>  Декоративная пластика
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 29, 2010

Заводы и их изделия художественной промышленности в СССР (продолжение) фарфор

   Большая часть фарфоровых и фаянсовых заводов в труднейших условиях войны продолжала работать, выпуская в основном простейшую бытовую посуду, санитарное и техническое оборудование. В первые послевоенные годы восстановление советской фарфоровой промышленности происходило довольно быстрыми темпами. Страна остро нуждалась в техническом и бытовом фарфоре. Естественно, что в эти годы художественной стороне массовой продукции не уделялось достаточного внимания.

Отдавая дань времени, художники-керамисты наряду с изделиями для массового потребителя много внимания уделяли созданию уникальных заказных и подарочных изделий - громоздких монументальных ваз и сервизов, часто перегруженных позолотой, надписями, орнаментом и скульптурными деталями.

Творческая работа по производству массового художественного фарфора, начатая еще в первые советские годы, по существу, развернулась лишь в начале 1950-х годов. До этого же массовый фарфор выпускался по апробированным довоенным образцам, таким, как «Трактирная», «Наркомпрос» и т. п. Многие из них давно устарели, но отсутствие форм посуды и популярность у населения дали им возможность просуществовать до середины 1950-х годов.

В художественном оформлении массовой посуды применялась свободная ручная роспись с широким использованием цветочного орнамента, а также деколи, часто с довольно примитивными сюжетами: изображениями женских головок, цветов, животных и птиц, пейзажами, орнаментом и т. п. На конференции в Академии художеств СССР в 1951 году, посвященной вопросам развития монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства, отмечалось, что в современном советском фарфоре пока еще не найден синтез между украшением и формой предметов.

Подчеркивалось отсутствие художественной связи между фарфором, декоративными тканями и коврами в интерьере, говорилось об эклектичности орнамента на фарфоровых изделиях, заимствованного в тканях, резьбе и росписи по дереву и т. д.. В резолюции конференции, специальное внимание руководства Ленинградского фарфорового завода им. Ломоносова и Ленинградского завода художественного стекла обращалось на выпуск массовых, серийных и уникальных художественных изделий.

В 1947-1949 годах по инициативе А. Салтыкова и Н. Бессарабовой была сделана попытка возродить в массовом фарфоровом производстве художественное наследие гжельского полуфаянса первой половины XIX века. Был выполнен ряд образцов: кувшины, вазочки, молочники, кружки, формы которых, идущие от русского народного гончарства, получили необычную для того времени лаконичную роспись в виде кобальтового растительного орнамента по белому, либо золотого по кобальтовому фону. Эти предметы выпускались и имели в те годы успех. В дальнейшем, когда в нашу торговлю стали поступать сервизы и отдельные изделия репарационного немецкого фарфора, механически воспроизводящего формы и декор фарфора XVIII-XIX веков, эта интересная попытка возрождения художественного наследия русской керамики была забыта и ряд заводов, в частности Дулевский, привлеченные торговым успехом привозного фарфора, стали подражать его изделиям.

 







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Заводы и их изделия художественной промышленности в СССРЛенинградский фарфоровый завод имени Ломоносова »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии