Статьи  >>  Декоративная пластика
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 29, 2010

Заводы и их изделия художественной промышленности в СССР

Конаковские и сланцевские изделия утвердили новую тенденцию в области массового фаянса и керамики, которую профессор М. А. Ильин при анализе выставки «Искусство - в быт» определил в 1961 году как стремление повысить собственно-декоративные свойства изделий художественной промышленности.

Для развития фаянсовой и керамической промышленности эта выставка имела огромное значение. Она была задумана как первый в нашей стране смотр образцов для промышленности, то есть не уникальных, а тиражируемых изделий. В какой-то мере она подводила итог развития декоративного искусства по новому пути. На этой выставке в области массового фаянса лучше всего выступили Конаковский и Сланцевский заводы РСФСР.

Хотя завод - прекрасная школа для художника-керамиста, есть в такой школе и своя ограниченность. Известно, что крупное специализированное производство не дает возможности комбинировать материалы; то, что создается на фаянсовом заводе, может быть только фаянсовым. Между тем одна из потребностей сегодняшнего дня - это создание наборов и отдельных предметов, соединяющих стекло, керамику, металл, дерево, обдуманных в ансамбле, в соединении друг с другом. Потребность в таких наборах очень велика. В обеденный сервиз из фаянса может входить большая деревянная хлебница, специально для него созданные стеклянные рюмки, а также наборы вилок, ложек и ножей.

Ощущается потребность в посуде с деревянными или оплетенными ручками, на металлической станине и т. д. Возможности варьирования форм предметов могут быть обогащены за счет соединения материалов, это повысит и эстетические и эксплуатационные качества входящих в наш быт утилитарных вещей.

Художественная промышленность сталкивается с проблемой особенно острой и важной - необходимостью создавать производственные комбинаты, которые могли бы обеспечить выпуск ансамблей предметов хотя бы малыми сериями. Это донесло бы до покупателя предметы и наборы более индивидуализированные, острые по характеру заключенных в них эстетических идей, чем те, которые тиражируются промышленностью.

Подобные комбинаты уже с успехом работают в Прибалтике и в некоторых других местах. Малотиражные произведения здесь составляют некую «переходную фазу», промежуточное звено от уникальных авторских вещей (где эстетическая идея еще только формируется) к продукции художественной промышленности, выпускаемой в десятках тысяч экземпляров. Малотиражные сервизы и отдельные предметы исподволь готовят общественные вкусы к новым формам изделий. Малые экспериментальные серии помогают преодолевать разрыв, который постоянно существует между выставочными произведениями декоративного искусства и массовой продукцией художественной промышленности.

Именно такие ансамбли бытовых предметов в первую очередь способны удовлетворить потребности в декоративной художественной керамике, современном декоративном фаянсе и фарфоре - словом, в произведениях, носящих печать творческой индивидуальности художника.

Комбинаты с налаженными мастерскими и лабораториями разных видов прикладного искусства, работающими в контакте друг с другом, должны возникать у нас еще и потому, что только таким способом можно разрабатывать и осуществлять законченные ансамбли вещей, входящих в общественный или жилой интерьер. Декоративные ткани, осветительная арматура, посуда и прочие элементы декоративного оформления интерьера здесь комплексно проектируются и осуществляются по заказам различных общественных организаций и частных лиц.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Посуда с росписью в СССРЗаводы и их изделия художественной промышленности в СССР (продолжение) фарфор »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии