Статьи  >>  Декоративная пластика
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 29, 2010

Разработка новых наборов посуды в СССР

В производстве «Картофельный сервиз» выполняется различными методами: круглые тарелки, миски, сметанница формуются, плоские блюда изготовляются в технике литья. Масленка выполняется полуавтоматом, что дает большую производительность и совершенно устраняет брак. Нетрудно представить себе разделенными на группы предметов и «Кухонный набор» Г. Вебера, «Набор для специй» В. Сергеева и другие комплекты. Совершенно очевидно, что такие наборы способны служить не только в семейном быту, но и в сфере общественного питания.

Разработка новых наборов посуды связана с характерной для начала 60-х годов тенденций к научно обоснованному дизайнерскому методу проектирования, который проникает и в художественную промышленность. Этот метод учитывает взаимодействие самых разнородных факторов: характер и габариты нового жилища, психологию покупателя, функциональность каждой детали, объективные эстетические качества вещи - масштаб, цвет, форму, соответствие общему стилевому направлению, наконец, немаловажные в данном случае требования моды. Все эти проблемы стоят перед конаковскими художниками.

Наборы посуды Садикова, Сергеева, Вебера украшены их собственной росписью: пестрые отводки на «Приборе для специй», сочетание ярких однотонных предметов в «Приборе для заливного», широкая голубая клетка в «Кухонном наборе» как бы продолжают тему кафельных облицовок, пестрых клеенок, веселых кухонных занавесей. Их легко представить себе рядом с белыми бытовыми машинами, на пластиковых поверхностях кухонных шкафов и столов. Нарядность этих изделий не в «парадной репрезентативности», она особого рода, уютная и обжитая; ее образный строй ассоциируется с представлениями о радушном «добром» доме.

Наборы определяли характер массовой продукции Конаковского фаянсового завода, было бы ошибкой считать, что вся его продукция подчинялась только дизайнерскому методу. Чрезмерная «унификация» могла бы скоро наскучить, поэтому многое в нашем фаянсе развивается в рамках привычных посудных форм и традиционного декора изделий из фаянса. И в данном направлении 60-е годы стали временем больших достижений.

Об этом свидетельствует, например, кофейный сервиз В. Филянской 1964 года. Он отличается подкупающей теплотой и естественностью. Форма каждого его предмета так и просится в руку: округлые края чашек, отмеченные размытой коричневатой полосой, хочется поднести к губам, ненавязчивая мягкая роспись органически вплавляется в форму, вырастает из нее. Благородная простота этих изделий создает впечатление изысканности, той особой непринужденности и мастерства, которыми отмечены творения народного искусства и больших художников. Лучшие вещи Филянской порой не отличались от старинных крестьянских фаянсов. Это результат не только следования или углубленного изучения традиций (то и другое, несомненно, было в творчестве художницы), но и внутреннего родства, сходного взгляда на прекрасное и полезное, на эстетические возможности материала.

Такой же естественностью и безукоризненным вкусом отмечены росписи В. Шинкаренко, Ф. Крохиной, Н. Гаврилова, братьев Беляковых. Они отличаются особой изысканностью в буквальном смысле этого слова, то есть найденностью единственно верного художественного решения. Музыкальность ритмических, линейных, цветовых чередований, слитность декора с керамической формой вызывает здесь, как и в работах Филяиской, ассоциации с образцами самого высокого класса - с русской крестьянской посудой, со старыми фаянсами Дельфта, Ирана.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Советская керамика, фарфор и фаянс в СССР (продолжение) Фаянсовый завод им. М. И. КалининаПосуда с росписью в СССР »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии