Статьи  >>  Декоративная пластика
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 29, 2010

Конаковский завод, фарфор, фаянс, обновление ассортимента

Изделия завода 50-х годов, постепенно избавляясь от форм и росписей, привнесенных из фарфора, выявляли чисто «фаянсовую» специфику. Интимность, особая задушевность, связь с народными традициями отличает конаковские изделия этого времени.

На Конаковском заводе есть мастера, произведения которых способствовали созданию его своеобразного творческого лица. Таким мастером был Г. Альтерман, пришедший на завод в 1940 году и создавший наиболее значительные свои работы в конце 50-х годов. Такова и В. Филянская, вся жизнь которой с 1936 года прошла на Конаковском фаянсовом заводе. Можно смело сказать, что лучшие формы, созданные здесь, принадлежат этим художникам. Их безукоризненный вкус, понимание природы фаянса и конкретных требований заводского производства создали реальные предпосылки для успешного решения задач, вставших перед заводом в 50-е годы.

Обновление ассортимента выразилось не просто в смене одних сервизов другими, но и в продумывании совершенно новых предметов, необходимых в изменившемся быту. Масштаб, пластика, силуэт, характер декора каждого изделия отражали общестилистические поиски тех лет. Поверхности, покрытые в недалеком прошлом сплошным рельефом или тонкими надглазурными росписями, сменялись гладкими, обнаруживающими красоту фаянса плоскостями. Свободные подглазурные росписи вытесняли трудоемкую надглазурную позолоту. Силуэт стал острее и проще, причем изменения в нем (смена вертикалей горизонталями, обтекаемых форм - формами с четкими членениями, аморфной «естественной» пластики - четкой прорисованностью) были связаны с новой архитектоникой посуды.

Ценнейшая особенность новых наборов фаянсовой бытовой посуды состоит в том, что они способны служить для различных хозяйственных целей; предметы в них легко подменяют друг друга. Хотя конструкция, форма и декор каждого изделия продуманы в строгом соответствии с назначением, они достаточно универсальны, учитывают особенности нынешнего быта, взятого в наиболее общем виде.

Конаковский завод сумел наиболее полно использовать те преимущества, которые создаются грубоватым толстым черепком фаянса по сравнению с фарфором: новые наборы как бы созданы для нашей кухни, которая часто в быту семьи заменяет столовую. Они предельно просты, демократичны, предметы не только подаются на стол, в них можно хранить продукты. В этих наборах осуществлено стремление к продуманно удобной и красивой вещи. Вместе с тем конаковские изделия сохраняли верность лучшим традициям прошлого, осмысленным с той широтой, которая способствует созданию несомненно созвучных нашему времени произведений.

Уже в конце 50-х годов в работах В. Филянской и Г. Альтермана народное начало, совершенно избавившись от этнографизма предыдущих лет, приобрело подлинную новизну. «Кофейный сервиз» Филянской и «Шиповник» - чайный сервиз Альтермана - завоевали в 1958 году серебряную и золотую медали на Всемирной выставке в Брюсселе. Пражская выставка в 1962 году работами Г. Садикова закрепила успех завода. Произведения второй половины 60-х годов, созданные на заводе и одобренные к производству, во многом были этапными. По ним можно судить о новых творческих устремлениях каждого из мастеров и общих тенденциях в искусстве советского фаянса.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Советская керамика, фарфор и фаянс в СССР, от кустарного к заводскомуСоветская керамика, фарфор и фаянс в СССР (продолжение) Фаянсовый завод им. М. И. Калинина »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии