Статьи  >>  Декоративная пластика
От: marina51


Опубликовано: Октябрь 29, 2010

Советская керамика, фарфор и фаянс в СССР, от кустарного к заводскому

Достижения наших керамистов выходят за пределы жанра уникальных декоративных предметов и влияют на продукцию керамических мастерских Художественных фондов и на массовую продукцию фаянсовых и фарфоровых заводов. Именно уникальные работы часто были стимулятором перемен в промышленности, так как содержащийся в них творческий поиск толкает к обновлению общественных вкусов и потребностей, на которые ориентируется промышленность.

Большинство советских художников-керамистов создают уникальные произведения и образцы для заводского тиражирования. Наглядный и убедительный пример тому дает творчество В. Ольшевского (1923-1965). «Тему» уникального декоративного произведения Ольшевский нередко сам приспосабливал к особенностям заводского производства, к его жестким рамкам, экономической конъюнктуре и технологическим возможностям.

Его декоративные вазы, получившие в 1962 году золотую медаль в Праге, были подчеркнуто уникальны. Позднее эти вазы были переработаны автором для промышленного производства. При этом эстетическая содержательность не была утрачена, а лишь приобрела новые, специфические черты. Так появился фаянсовый сервиз, выполненный Ольшевским для Конаковского завода, а затем два чайных сервиза, предназначенных для техники литья и для техники формовки на Дмитровском фарфоровом заводе. В них художник как бы «аранжирует» в применении к новым материалам, технике и конкретным условиям производства формы своих уникальных ваз 1962 года. От уникума к малой серии и далее к тиражу - такой путь новой художественной идеи утверждается в 60-е годы в советской керамике.

Грубая керамика, шамот, каменная масса становятся носителями качеств, воплощенных в уникальном произведении. Терракота и фаянс становятся материалами малых серий - того промежуточного звена, через которое новая эстетическая идея входит в быт. Наконец, фарфоровая промышленность становится проводником новой стилистической линии в массовой посуде. Миллионные тиражи фарфоровых заводов распространяют новый силуэт, пропорции, масштабные соотношения частей в предмете, новые находки в декоре.

Развитие фаянсовой промышленности было связано прежде всего с проникновением художественного начала в область предметов массовых, с развитием жилого интерьера, с бытовыми запросами населения. В первые послевоенные годы необходимость удовлетворения потребности населения в бытовой посуде заставляла выпускать массовыми тиражами изделия упрощенных форм, нередко с темным черепком. Однако если производственные условия и экономические трудности на наших заводах и напоминали первые послереволюционные годы, то возможности и темпы их развития были совершенно иными. В течение 50-60-х годов количество керамических заводов неуклонно растет, поднимается и их художественный уровень.

Характерным примером этого может служить самый большой в нашей стране Конаковский фаянсовый завод им. М. И. Калинина. История этого завода, эволюция художественных качеств его продукции, творческая судьба связанных с заводом художников весьма характерны для советской керамической промышленности. Здесь же были представлены работы украинцев Е. Железняка, П. Цвилык и Д. Головко, керамические панно С. Озолини и Э. Реэметс, декоративные вазы Г. Круглова, покрытые белой зернистой глазурью, народная керамика Узбекистана, изысканные маски из шамота А. Чакмакчяна (Армения), сверкающие, как металл, чернолощеные фигуры животных ГЛ. Нариманишвили (Грузия).

Советская керамика на международном смотре являла собой богатое и содержательное зрелище. Это был показ бесконечных возможностей декоративной керамики и ее жизни в те годы. Вместе с тем эти работы демонстрировали особую многогранность советской художественной культуры, богатство ее национальных традиций, разнообразие национальных школ и индивидуальных творческих манер.

Сложившееся еще в 20-30-е годы положение: отсталая техника производства, укоренившиеся традиции и навыки тех мастеров, которые остались с «кузнецовских» времен, - вело к тому, что завод повторял привычные формы изделий и наборов посуды, и все изменения шли лишь по линии обогащения декора. В предвоенные годы большое внимание уделялось созданию уникальных подарочных и юбилейных ваз и скульптурных композиций, а массовая бытовая посуда упрощалась, часто лишаясь каких бы то ни было художественных качеств.

Новые задачи социального и художественного порядка, вставшие в нашей стране в конце 50-х годов, вызвали пересмотр принципов производства. Удешевление продукции, учет изменившихся бытовых условий трудящихся и самих взглядов на красивое и удобное, отражение в массовых изделиях тех эстетических свойств, которые наметились в изделиях уникальных, стали признаками новой жизни Конаковского фаянсового завода. Инициаторами этих перемен были художники, постоянно работающие при заводе: В. Филянская, Г. Альтерман, Е. Гуревич, Н. Литвиненко, А. Хихеева, В. Васильев - и молодые выпускники ЛВХПУ и Калининского училища прикладного искусства, пришедшие на завод в конце 50-х годов: Г. Садиков, О. Белова, Г. Вебер, Н. Коковихин, В. Шинкаренко, Ф. Крохина. Работами этих мастеров определился высокий художественный уровень массовой продукции Конаковского завода, они создали «фирменный» стиль его изделий, распространили новые принципы росписи, обогатили ассортимент.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Развитие керамики в Молдавской ССР, проблемы отрасли, советские керамистыКонаковский завод, фарфор, фаянс, обновление ассортимента »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии