Статьи  >>  Декоративная пластика
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 29, 2010

Развитие керамики в Украинской ССР

Особый путь развития демонстрирует украинская керамика. Здесь уже в первые послевоенные годы терракота и майолика получили широкое применение в строительстве - это были архитектурные детали, облицовки, вставки и пр. Академия архитектуры Украинской ССР в контакте с майоликовыми и фаянсовыми заводами занялась и областью бытовой керамики. Промышленность стала привлекать мастеров народного керамического искусства к своей работе. Так, например, па Будяпский фаянсовый завод были приглашены мастера росписи «фляндровкой» С. Панасюк, А. Чернова, И. Сень; экспериментальная керамическая мастерская при Академии строительства и архитектуры привлекла к своей работе мастера народной керамической игрушки Ем. Железняка, который работал здесь в содружестве с профессиональными художниками.

На выставке 40-летия Октября в Москве в 1957 году в разделе украинского декоративного искусства обращали на себя внимание работы этой мастерской, особенно терракотовые декоративные тарелки О. Грудзинской с чернолаковой росписью (цветы и птицы по коричневому фону).

Однако приглашение на керамические предприятия народных мастеров не дало ожидаемых результатов: на посуде их красочные росписи, предназначенные для гладких белых стен крестьянского жилища, теряли связь с материалом и формой, были немасштабны. Более удачные опыты перенесения приемов народной украинской росписи хат на керамическую посуду были сделаны на Будянском фаянсовом заводе, где работали художники Г. Кломбицкая, Г. Чернова и другие. Если путь развития керамики в РСФСР, Прибалтике и Закавказье при всем многообразии тенденций можно охарактеризовать как путь современных национальных декоративных школ, то на Украине сложилась иная ситуация.

В конце 1961 года на совещании художников керамической промышленности в Киеве, обсуждавшем итоги большой декадной выставки украинского искусства в Москве, очень остро встал вопрос о дальнейших судьбах современной украинской керамики и ее отношении к традициям народного искусства. В разделе керамики на декадной выставке доминировали изделия народных мастеров, в первую очередь Косова и Опошни, а работы немногих профессинальных художников-керамистов пассивно повторяли стандартные западные образцы. В обстоятельном докладе крупнейшего знатока керамики Б. И. Алексеева прозвучал тогда упрек украинским мастерам в пассивности обращения к национальному наследию, в копировке старых изделий, что выглядело явным анахронизмом. Истинная национальность, говорил Алексеев, не в цитировании мотивов, а в самом образном строе вещи - пластике формы, ритмах, колорите, пропорциях. В поддержку этих критических замечаний выступил и профессор М. А. Ильин. Он говорил, что вопросы национального своеобразия керамики, которыми так обеспокоены украинские керамисты, надо решать современными средствами.

В работе крупных керамических предприятий Украины - Будянского фаянсового завода, Васильковского майоликового завода - также наблюдалось прямое подражание народным образцам: их массовая продукция имитировала наивные крестьянские изделия, делавшиеся вручную. Однако в ней нет простодушия и естественности народной керамики, не чувствуется и связи с современной жизнью наших городов и деревень. Хотя в более поздних работах Васильковского завода, с которым постоянно связаны художники В. и Н. Проторьевы, и намечаются изменения (отход от традиционного растительного орнамента и накладного рельефа на каждом предмете и т. д.), но только в декоре, а форма и ассортимент самих изделий остаются прежними.

   Отдельную школу украинской керамики, подчиненную идее сохранения и копирования народных образцов, но на своей специфической почве, составляет группа львовских керамистов - И. Малышко, Ю. Лащук, М. Левханян и другие, - работающих в духе традиционной гуцульской керамики. Рядом с этим направлением во Львове существует и другое, развивающее линию искусства современной европейской керамики. К этому ответвлению украинской керамики примыкают и керамисты Одессы: они не связаны с керамическими предприятиями и в основном создают уникальные декоративные изделия, выполняя их на керамических базах Ленинграда, Москвы и Риги. На юбилейной выставке украинского искусства (1964) выделялись работы И. Гончаренко, Д. Клювгант, Г. Кармалюк, Е. Штивельмана. В работах одесских художников нет навязчивого следования музейным образцам, они чутко отражают современные искания в области декоративной керамики.

Проблема национального наследия и его органического освоения стоит не только перед украинскими мастерами. И на Украине и в республиках Средней Азии больше, чем где бы то ни было, развиты народные керамические предприятия и народные мастера высокого класса работают в привычном для себя плане. При отсутствии сильных профессиональных художников-керамистов это приводило к своеобразной ситуации: в условиях, когда еще не вполне сложилась самобытная и органичная в своих национальных истоках школа современной керамики, преобладающей оказывалась народная керамика.

 







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Формирование новой национальной школы декоративной армянской керамикиРазвитие керамики в Молдавской ССР, проблемы отрасли, советские керамисты »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии