Статьи  >>  Декоративная пластика
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 29, 2010

Формирование новой национальной школы декоративной армянской керамики (продолжение)

   В 1959 году на Первой выставке декоративно-прикладного искусства в Ереване Симонян выставляет большой голубой «Карас» и «Блюдо с голубями» - работы, с которых начинается формирование новой национальной школы декоративной армянской керамики. И хотя это пока еще вольные реплики с музейных образцов, процесс переработки наследия и нового подхода к декоративной керамике был начат. На выставке керамики в Праге в 1962 году Симонян выставила серию темных, как бы покрытых, ржавчиной сосудов в форме женских фигур. В Женеве в 1965 году подобные работы Симонян отличались еще большим богатством фактуры: они были покрыты особыми глазурями, соединенными с окислами различных металлов, что создавало поверхность, напоминающую медь и серебро. Чрезвычайно свободные по пластике, полные поэтического очарования сосуды-фигуры Симонян - пример нового понимания декоративного образа, интересного и творческого использования национальных традиций, взятых в самом широком смысле слова как привычный поэтический строй.

Мастером декоративной керамики становится в конце 50-х годов Р. Шавердян. Эволюция его творчества шла от тонких изощренных форм и узорности декора в фаянсовых вазах и блюдах к декоративным блюдам и скульптурам, покрытым матовыми глазурями, восходящим к образам старого народного театра и игрушки. Это тоже был путь к простоте, к глубинному пониманию материала и задач декоративной керамики в интерьере. Уже первые керамические блюда Шавердяна - «Водоноски», «Голуби» - своей простотой и монументальностью были родственны старой армянской керамике. Но индивидуальный стиль художника сложился позже, когда ему удалось сплавить свое знание традиционных форм и декора с особым, одному ему присущим «городским» колоритом.

Условно трактованные персонажи Шавердяна, введенные в композиции блюд или обретающие объем в пластике, по своему видению отличаются от всех других декоративных изделий из керамики. В области декоративной керамики, входящей в общественные интерьеры и в парки, много сделано А. Бдеяном. Его большие шамотные вазы перед зданием Летней гостиницы в Норке, под Ереваном, и ереванских кафе «Флора» и «Араке» играли важную роль в организации пространства. Эти декоративные вазы развивали линию, начатую художником в его чернолощеных вазах, украшающих фойе и конференц-зал ереванского Матенадарана (1962). Работая в области пластических форм и разнообразных фактур, много сделал и в области бытовой тиражируемой керамики: ему принадлежит ряд образцов для фарфорового завода и для керамической мастерской Художественного фонда в Ереване.

В Армении нет такого единства школы, построенной на общности художественного приема, как в Грузии. Армянская декоративная керамика разнообразнее, она более связана с индивидуальным пониманием традиционного и современного, отличается множественностью тем и приемов.

В Грузии и Армении благоприятно решается и проблема массового производства изделий из керамики. Керамическая мастерская Тбилисской Академии художеств, Тбилисский кафельно-плиточный завод, имеющий цех художественной керамики, распространяют черную задымленную керамику, зооморфные сосуды и «марани». Правда, в массовых тиражах несколько снизилось художественное качество продукции, в серийных вещах уже пет того ощущения драгоценности, которое присуще уникальным произведениям грузинских художников. Но все же характерный декоративный прием полностью донесен до массового покупателя, типовой жилой интерьер благодаря этим керамическим изделиям приобретает свой национальный колорит. Такую я е роль в интерьере играют тиражируемые работы армянских керамистов, выпускаемые керамической мастерской Еревана.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Керамика Закавказских республик СССР, Грузия и АрменияРазвитие керамики в Украинской ССР »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии