Статьи  >>  Декоративная пластика
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 28, 2010

Керамика Закавказских республик СССР, Грузия и Армения

Интересный опыт сложения национальных керамических школ дают в послевоенный период и Закавказские республики, особенно Грузия и Армения. При Тбилисской Академии художеств кафедра керамики была организована еще в 1928 году. Во главе ее стоял А. Пицхелаури, крупный специалист в области технологии керамического производства, и художник, а впоследствии профессор Д. Цицишвили. 

Уже в 1937 году на выставке Дома народного творчества Грузии выступили со своими работами первые выпускники-керамисты. Майсурадзе, С. Сулханишвили, Н. Гомелаури, работавшие и в послевоенные годы. Керамисты Грузии занимаются фаянсом и красночерепковой керамикой, много экспериментируют в области глазурей и создания интересных фактур. С начала 50-х годов чернолощеная керамика, напоминающая по формам и по характеру своей поверхности древнюю грузинскую керамику и металлические изделия, становится в Грузии ведущей, ее художественные особенности формируют стиль декоративной грузинской керамики 60-х годов.

В работах Р. Цухишвили, Ш. Нариманишвили, Н. Ботковели, Л. Накашидзе, А. Басашвили, Р. Яшвили, А. Какабадзе и других грузинских керамистов обращение к древней грузинской керамике, детальное следование ее формам и приемам, бережное сохранение образа традиционного изделия были определяющими.

Грузинская керамика исключает мысль о ее «рукотворности», о лепке, она как бы отлита из металла, ее облик включает в себя две ветви традиционного ремесла - обработку глины и металла. Особенно интересный эффект создало это сочетание в керамической анималистической скульптуре Ш. Нариманишвили и Р. Цухишвили: их работы напоминают по форме точеные промышленные образцы. Грузинские мастера возродили национальную керамику и сумели широко распространить ее в быту, благодаря тому что их изделия выпускаются Тбилисским керамическим заводом. Черные сосуды-звери, кубки и «марани» можно встретить сегодня по всей нашей стране, они стали посланцами богатой и самобытной грузинской культуры. Недаром эти работы пользовались огромным успехом на международных выставках.

Декоративные свойства грузинской керамики, ее роль в жилом интерьере трудно переоценить. Но, открыв свой путь, доведя до высокого совершенства сумму найденных приемов, грузинские керамисты строго оберегают это свое завоевание и потому нередко повторяются. В советской керамике 60-х годов с ее постоянным поиском, сменой форм и приемов, с ее особым чувством индивидуальности художника, грузинское керамическое искусство, где эта индивидуальность подчинена общему «стилевому» направлению, стоит несколько особняком. На поиски новых путей в лоне той же национальной традиции грузинские керамисты решаются крайне редко. Их острохарактерное и оригинальное искусство как бы застыло в тех найденных формах, в которые оно вылилось в 50-х годах, когда стало открытием, имеющим значение для всей советской керамики.

В Армении послевоенные годы также ознаменовались подъемом профессионального декоративного искусства. В 1945 году в Союзе художников организуется секция прикладного искусства, в которую вошли скульптор-керамист Р. Симонян, мастер-ковродел А. Гаранфильян, художники Тарагрос и Р. Шавердян, работавшие тогда в различных областях промграфики, художник по ковру А. Кешишян, известный ювелир, мастер филиграни В. Ацагорцян.

В 1947 году в Ереване начал работать фарфоровый завод, первым художником которого становится Р. Симонян (до этого существовала небольшая керамическая мастерская при Ереванском цементном заводе, но основная масса посуды была привозной). Следует отметить, что фарфоровый завод работал по привезенным из Германии формам и шаблонам, а самостоятельный ассортимент стал вырабатываться лишь в конце 50-х годов. До этого времени художественная продукция завода исчерпывалась малой пластикой Р. Симонян (серия «Армянские танцы»).

Большую роль сыграла организация в 1958 году в Институте искусств Академии наук Армянской СССР сектора декоративных искусств с самостоятельной керамической лабораторией. С самого начала формы работы этого сектора и его задачи были весьма специфичными: здесь создавались образцы для производства, эскизы для керамических, стекольных, ювелирных, ковроткацких, текстильных фабрик и мастерских. Начиная с 1959 года вошли в массовое производство керамические работы молодых мастеров А. Бдеяна и А. Чакмакчяна, изделия из хрусталя А. Лейлояна и других мастеров. В 1960 году при Художественном фонде Армении создается Комбинат декоративного искусства, начинают тиражироваться произведения художественной керамики. При комбинате и на базе Института искусств выполняются многие уникальные авторские произведения керамики, которые входят в новые общественные интерьеры Армении.

Творчество Р. Симонян отразило все этапы и тенденции развития декоративного искусства Армении. К первым послевоенным годам относится появление ее малой пластики, в которой художница сумела соединить различные истоки национальной традиции - изображение армянских крестьянок, форму сосуда-зверя, декоративную роспись, характерную для армянского прикладного искусства. К началу 50-х годов относится несколько превосходных вещей Симонян, в частности кувшин «Птица» (1954), в котором характерная для тех лет орнаментация и лепнина находят легкую и оригинальную трактовку. Конец 50-х годов был для Р. Симонян временем поисков большей простоты. Появляются майолика и терракота, а с ними вместе забытые в предыдущий период особенности древней монументальной керамики Армении.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Опыт сложения национальных керамических школ в Латвии и ЭстонииФормирование новой национальной школы декоративной армянской керамики »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии