Статьи  >>  Декоративная пластика
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 28, 2010

Опыт сложения национальных керамических школ в Латвии и Эстонии (продолжение)

Значение деятельности Круглова состоит в создании школы латышских керамистов - от формирования профессиональных навыков до решения стилистически-образных задач. Здесь складывалось у художников бережное отношение и к народным традициям и к специфическому образному языку керамики. Хотя индивидуальности таких мастеров, как М. Мелналксне, Л. Лукшо, А. Журиня, С. Шмидкене, А. Зиле, развивались в разных направлениях, они как бы вырастали из одного корня.

Если в 1958 году на выставке в Москве в творчестве некоторых латышских керамистов (М. Дреймане, А. Журиня и других) еще сказывалась ученическая зависимость от форм, орнаментов и декоративных приемов народного искусства, то в дальнейшем художники Латвии приобретают ту свободу творческого поиска, которая дается зрелостью и осознанием собственных задач. Выставка «20 лет Советской Прибалтики» в 1960 году и республиканский смотр декоративных искусств 1964 года продемонстрировали их неуклонное овладение мастерством. Художники постепенно отказываются от росписей в пользу богатых фактур. Тяжелые приземистые формы сосудов сменяются узкогорлыми, в виде бутылей, причем их вертикальные пропорции берутся во всем разнообразии масштабных соотношений. В работах С. Шмидкене и Л. Лукшо получила новое воплощение декоративная и садово-парковая керамика из шамота.

Как и у эстонцев, в латышской керамике в первую очередь развиваются декоративные принципы. Поэтому так легко и естественно произошел здесь переход от камерно-бытовых форм к различным видам керамики для открытых пространств. Язык латышской декоративной керамики не противоречил пластическому языку архитектуры, он органически вырастал из него. Недаром декоративные вазы Г. Круглова из шамотной массы, покрытые зернистой, напоминающей фактуру известняка глазурью, удостоились в 1962 году золотой медали на Международной выставке керамики в Праге.

Литовская школа керамики не представляет собой такого единства, как эстонская. Постепенное сложение современного выразительного языка на основе национальных традиций гончарства и разделение керамических изделий на бытовые и декоративные носит здесь иной характер. Важнейшую роль в Литве сыграло творчество старейшего мастера П. Стролиса, пронизанное идеей монументальности, тянущее к пластически выразительным пространственным решениям, осмысляющее глину как скульптурный материал. В этом русле работают и другие керамисты Литвы - Ю. Адамонис, С. Шульгайте, Л. Пешкайте-Бредикене, В. Мономайтис, А. Латукайте. Но здесь можно встретить и иные решения, более непосредственно связанные с традицией народного «сосудоваяния». Так, кружки и кувшины А. Пиворюнаса с полосами грубых фактур на гладких поверхностях монументальны, тяжелы и статичны; по-крестьянски добротная керамика М. Врубляускаса вызывает ассоциации с добротным крестьянским столом; приемы подчеркнуто гончарной лепки разрабатывает А. Лауцюс.

В Советской Прибалтике керамика носила преимущественно декоративный характер. Керамисты Эстонии, Латвии и Литвы всегда ощущали внутреннюю связь своего искусства с архитектурой, что позволило им активно включиться в формирование художественного облика городов и интерьеров.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Эстонские и Латвийские художники керамисты 50-х годов 20 векаКерамика Закавказских республик СССР, Грузия и Армения »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии