Статьи  >>  Декоративная пластика
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 28, 2010

Эстонские и Латвийские художники керамисты 50-х годов 20 века

В 50-х годах на выставках появляются работы X. Кумы, Э. Пийпуу, Ю. Матвей, в которых выявилась тенденция к простоте, строгости, прорисованности деталей, изысканности фактуры и колорита. Следующее поколение керамистов - Л. Кормашова, С. Сымер, Т. Ласе, А. Иваск, М. Валк - продолжали поиски в этом же направлении. Используя высокий обжиг, при котором местные тугоплавкие глины превращаются в благородный «каменный товар», эти художники, четко отграничив декоративную керамику от бытовой, разрабатывали декоративность как важное свойство произведений, оформляющих внутреннее и внешнее пространство архитектуры. В лучших работах эстонских мастеров все средства декоративной выразительности - пластика форм, излюбленные матовые глазури, цек и затеки на поверхности изделий, четкий процарапанный орнамент - привлекаются для создания эстетического эффекта. При всей своей подчеркнутой уникальности такая керамика выпускается сериями и входит в жизнь, создавая декоративные акценты в жилых и общественных интерьерах. Следует отметить, что керамисты Эстонии в одинаковой мере занимаются и посудными формами и скульптурой, причем оба этих жанра сближены не только материалом, по и одинаковым отношением к решению образно-пластической задачи. Особенно замечательны в этом смысле скульптуры и декоративные вазы Э. Пийпуу, куклы-бутыли Э. Реэметс, покрытые орнаментом декоративные вазы Ю. Матвей и Т. Ласе конца 60-х годов. Хотя в Эстонии нет своей фаянсовой промышленности, комплект посуды для Домов отдыха Т. Вайио, выполненный на Риягском заводе, и некоторые другие работы выявляют те же характерные черты эстонской керамической школы.

Особенно прекрасны у эстонских мастеров керамические фактуры. Вне зависимости от того, напоминают ли они старинную лиможскую эмаль, закопченный металл, поверхность морских голышей или даже наждачной бумаги, они всегда выглядят как драгоценность, являя глазу тонкие поэтические образы. Керамические фактуры не меньше, чем силуэт, форма и колорит, передают зрителю ощущение высокого мастерства, свободного владения материалом, которое всегда в декоративном искусстве создает живую связь между человеком и вещью.

В развитии художественной культуры Латвии искусству керамики всегда принадлежало видное место. Уже в первые послевоенные годы керамические рельефы применялись здесь в архитектуре. Тогда же начинается возрождение традиционной народной латгальской керамики. Крупнейшим ее мастером был Андрей Паулан. Когда при рижском художественном комбинате «Максла» была организована мастерская латгальской керамики, там стали работать наряду с принятыми в Союз художников народными мастерами А. Пауланом, П. Вилцаном, Я. Дубовскисом, С. Калве и молодые выпускники Рижской Академии художеств и Училища прикладного искусства. Изучая принципы и декоративные приемы народного искусства, эти молодые художники приходили к новым решениям современных художественно-образных задач. Это были Н. Вилюмайнис, В. Кочеравска-Мелнацис, М. Приеде, А. Журипя, М. Дреймане и другие.

Огромную роль в сложении латвийской керамической школы сыграло творчество замечательного мастера-экспериментатора, руководителя керамической мастерской Рижской Академии художеств Георгия Круглова. Его высокий профессионализм и творческая фантазия служили молодежи примером высокого уровня искусства даже в самых скромных изделиях.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Развитие керамики в Прибалтийских республиках СССР в 50-60-е годы 20 векаОпыт сложения национальных керамических школ в Латвии и Эстонии »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии