Статьи  >>  Декоративная пластика
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 28, 2010

Развитие керамики в Прибалтийских республиках СССР в 50-60-е годы 20 века

Яркие расписные блюда, кашпо, вазы, создаваемые в 50-60-е годы многими нашими живописцами и скульпторами, были своеобразной парафразой их живописи и пластики в новом материале.

   В те годы европейские, японские, южноамериканские керамисты также широко применяли керамику в быту и в архитектурном оформлении. С 1958 года советские художники принимают участие в международных выставках, организуемых Всемирной Академией керамистов, знакомятся с работами зарубежных мастеров, выдвигают в этой области декоративного искусства новые задачи.

Но увлечение керамикой было не только данью моде, оно отразило глубокую потребность в создании декоративных изделий для нового быта. Вот почему форма керамической посуды, ее особый язык стали в середине 50-х годов предметом подражания даже для фаянсовой и фарфоровой посуды.

В первые послевоенные годы ярко заявили о себе интереснейшие керамические школы Советской Прибалтики. Они первыми в нашей стране достигли больших успехов и во многом стали примером творческого решения проблем современного и национального в советском декоративном искусстве, образцом высокого профессионализма и художнического поиска.

Поучительно сложение эстонского керамического искусства. Развитых национальных традиций в этой области Эстония не имела, но опыт в других областях декоративного искусства - в текстиле, дереве, металле, тиснении на коже - повлиял на сложение собственного стиля в керамических изделиях, который ныне кажется абсолютно органичным и изначальным.

Почти все мастера эстонского прикладного искусства, обращаясь к новому для них материалу керамики, перенесли в него какие-то моменты собственных решений в металле, текстиле, ковроделии, дереве, коже, соединяя их со специфическими для керамики формами, фактурами, цветом. Это открывало путь к ансамблевым решениям и способствовало достижению единства эстонской школы декоративного искусства.

Если характеризовать эстонскую керамику в целом, то следует сказать, что она отличается предельной законченностью, отточенностью языка. Эстонские мастера умеют ограничивать себя в выборе выразительных средств, но зато каждое произведение являет собой ясный и определенный мир ассоциаций. Поиски эстонских мастеров идут всегда вглубь, в область все большего заострения и уточнения найденных решений, тогда как разработка новых материалов, расширение палитры средств происходит медленно, осторожно. Каждый автор ведет свою линию, совершенствует и доводит найденное до высокой степени мастерства.

Тщательность характерна для проработки формы, силуэта, она отличает и отделку поверхности изделия. Весьма распространенными в послевоенные годы были тяжелые монументальные сосуды из так называемой «каменной массы», а также шамота, которые варьировали несколько типов - бутыли, полуцилиндры, чаши. В формах их раскрывалось многообразие оттенков, таящихся в близких силуэтах и пропорциях. Эстонские мастера постоянно совершенствуют культуру орнамента, который приобретает у них особый ритм, не затеняя, а, наоборот, подчеркивая форму сосуда.

Уже в середине 60-х годов в керамику приходят такие мастера, как А. Аламаа, Л. Цыэтс, Э. Реэметс, М. Ряэк, А. Типпе, X. Кума, и другие. В их первых работах есть некоторая «многословность» декора, не всегда органично соединяются функциональные и декоративно-образные задачи в этих неоправданно тяжелых, массивных кофейных сервизах и приборах для ликера. Но их отличает характерный для Эстонии сдержанный колорит, в них прочувствована монументальная тяжесть форм, которые дадут в дальнейшем такие блестящие результаты в эстонской садово-парковой керамике и керамике, предназначенной для общественных интерьеров.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Развитие керамики в СССР в послевоенные годы 20 века, проблемыЭстонские и Латвийские художники керамисты 50-х годов 20 века »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии