Статьи  >>  Декоративная пластика
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 28, 2010

Развитие керамики в СССР в послевоенные годы 20 века, проблемы

Всего на Второй Всесоюзной выставке керамики демонстрировалось около шестисот произведений. Докладчик Л. Андреева на обсуждении констатировала: «Керамика вышла за пределы только материального, предметно-бытового творчества, сблизилась с изобразительным искусством и тем самым вписала себя в общий ряд пластических и пространственных искусств». Почти все художники русского раздела, как показала выставка, работали над созданием синтетического образа, включавшего как изобразительные, так и неизобразительные средства. Однако характер керамического изображения в представленных произведениях послужил на сей раз предметом спора. «Для русской художественной школы керамики, - заявила докладчица от Эстонии X. Кума, - характерен «литературный подход... литературно-повествовательное начало». Иные принципы у прибалтийской школы керамики. Главный из них состоит в том, что керамика не есть замена какого-то другого искусства, она не заимствует художественные приемы из литературы, живописи или скульптуры. Это творческая работа непосредственно в глине, искусство собственно предметное».

Против такого однозначного деления керамики на собственно предметную и изобразительную выступила Н. Степанян, справедливо указав на то, что прибалтийская керамика по-своему изобразительна, а русская керамика по-своему предметна. Типология должна проводиться иначе. К этому следовало бы добавить, что «литературность подхода» и «изобразительность решения» далеко не тождественные понятия. Если «литературность» в изобразительном искусстве обычно понимается со знаком минус, то «изобразительность» никак не противоречит предметности, поскольку в керамике она и возникает на предметной традиционно-керамической основе. Это положение в русской керамике было хорошо обосновано выдающимся художником и теоретиком В. А. Фаворским в ряде статей в последние годы жизни. Но в чем действительно все пришли к согласию, так это в том, что обе программы дополняли друг друга в русле общего движения советских керамистов к цели - наиболее полному решению керамикой современных эстетических задач.

В послевоенные годы увлечение керамикой открыло для советских мастеров декоративного искусства совершенно новый мир образов, новые возможности. Так как специальные керамические предприятия были в те годы еще слабы, возможности творческой работы в области керамики на первых порах органичивались преимущественно уникальными произведениями. Но и после того, как при республиканских Союзах художников появились первые керамические базы, комбинаты и экспериментальные лаборатории, создание уникальных изделий все же оставалось главной творческой задачей художников.

С середины 50-х годов, когда поднялась первая волна увлечения керамикой, она оказалась одним из самых любимых материалов декоративного искусства. Керамисты стали авангардом и в РСФСР и в других национальных школах декоративного искусства; с опытов художников-керамистов начинается расцвет московской, ленинградской, эстонской, латышской, грузинской, армянской школ декоративного искусства послевоенных лет.

Причины такого повсеместного обращения к искусству керамики кроются в особом характере этого древнейшего материала. Именно в силу огромных, у каждого народа своих, веками накопленных традиций керамика представляла широкое поле деятельности для любой национальной школы и творческой индивидуальности. Пластические и декоративные возможности керамики были практически необозримы, они будили творческое воображение, сулили неизведанные возможности. Характерным симптомом общего увлечения керамикой было обращение к ней мастеров изобразительного искусства, до тех пор и не помышлявших о работе в этой области.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Развитие керамики в СССР в 80-е годы 20 века, художникиРазвитие керамики в Прибалтийских республиках СССР в 50-60-е годы 20 века »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии