Статьи  >>  Декоративная пластика
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 28, 2010

Развитие керамики в СССР в 80-е годы 20 века, художники

   С начала 70-х годов керамикой стали заниматься во многих городах республики. В том, что развитие керамики пошло вширь, были «повинны» недавние выпускники столичных вузов. Не менее важной причиной такого роста являлся подъем и укрепление позиций декоративного искусства в жизни страны и соответствующая поддержка молодых сил Союзом художников.

Развитие керамики в СССР  

В центральной части России, на Волге, Урале, в Сибири, на Севере и Дальнем Востоке появилась своя керамика. В Горьком - И. Краснова, в Саратове - О. Нечкина, в Новосибирске - В. Семенова, в Рязани - О. Бусыгина, в Свердловске - Л. Пузаков, во Владивостоке - Т. Матюшина, в Сочи - В. Олейник, в Краснодаре - В. Ермоленко, в Загорске - Г. Одинокая, в Хотькове, под Москвой, - В. Булыгина. На выставках 1976-1977 годов с успехом экспонировались работы Н. Вдовкина из Хабаровска (комплект ваз «Росистая» с использованием меди и глазури) и В. Лапшина (композиция «Горный ручей»), Л. Скоробогатовой из Пензы (декоративная скульптурная «Прогулка»), Л. Чистяковой из Вологды (пласты «На Росстани» и «Детство»). В начале 80-х годов заявили о себе Л. Шершевский из Куйбышева (композиция «Ожидание»), Г. и Л. Олоничевы из Калининграда (композиция «Ритмы моря»), А. и Г. Камардины из Калинина, В. Косточко из Волгограда.

Керамику создавали теперь в Перми, Орле, Воронеже, Тамбове, Смоленске, Ульяновске, Иркутске, Мирном и Воркуте. В некоторых автономных республиках, где бытует народное гончарство, появились первые керамисты-профессионалы. В Башкирии еще совсем недавно работала одна Т. Нечаева, теперь стало около десяти керамистов (Якубов, Хакимов, Шутов, Кузнецова и другие). В Бурятии - А. Хомяков, в Дагестане (Махачкала) - Т. Мусаханова.

Крупный скульптурный и керамический ансамбль

   Одна ваза вслед за другой, как бы отпочковываясь и разрастаясь, уходят ввысь. Здесь же могут возникать новые связи и перестановки - монтаж органичен. В почерке керамиста натурность впечатлений совмещена с рациональным подходом к конструированию предмета. Л. Солодкова характеризует отличное знание технологии керамического производства. Он разработал немало новых приемов декора керамических форм. Вскоре его композиция «Арлекины» была отмечена и на Международной выставке в Гданьске (Польша).

Некоторые из этих художников, как Т. Мусаханова, В. Семенова, Т. Хан из Перми, ориентировались на московский центр, другие, как В. Цивии и Л. Шершевский, - па Ленинград, третьи, как А. Оиуфриенко из Владивостока, выдвигали свою широкую программу работы в архитектуре и на природе. Оиуфриенко развивал в керамике две основные темы: керамические формы в архитектуре и керамические формы в природе («Монолиты» и «Вечное цветение», 1977).

Крупными работами в монументально-декоративном жанре 70-х годов явились также декоративные композиции «Цветы» для пионерлагеря «Орленок» на берегу Черного моря Г. Вебера и О. Беловой, декоративные решетки В. Петрова и А. Дудовой из металла и шамота в туристическом центре в Домбае и в гостинице в Новочеркасске; там яге можно увидеть кафе, оформленное шамотными горельефами М. Житковой. Крупный скульптурный и керамический ансамбль для санатория на озере Иссык-Куль был создан Р. Соколовой и Л. Кремневой. Наиболее значительной работой волгоградца П. Чаплыгина явилось декоративное оформление интерьеров внутреннего дворика Дома молодежи в Волгограде (1977). Это пространственная конструкция «Кораллы» и декоративная композиция «Флора» ресторанного зала.

Ленинградец К. Петров-Полярный оформлял в это время керамикой салоны морских судов, москвич И. Вьюев - детские площадки. Недостатком большинства работ в архитектуре были плакатность, схематизм, огрубление человеческих фигур (керамические рельефы для кинотеатра «Россия» в Кисловодске, выполненные О. Бусыгиной и Л. Любчик).

Много работала в архитектуре в 70-е годы и Т. Ган. Ей удавались небольшие керамические горельефы с затекшими внутрь «лагунами» голубого стекла. Но выход художника в архитектуру не принес ожидаемых результатов. Прорывы, разрывы, разложение формы на составные элементы и другие формальные приемы почти всегда в ее работах оставались недоосмысленными. Художница повторяла их в бесчисленном количестве своих работ. С ними же она выходила и на стены зданий. Самой крупной керамической работой Т. Ган явилось оформление в конце 70-х годов интерьеров комплекса отдыха «Южный» в Форосе (Крым).

Определенную роль в развитии керамики РСФСР, как и других республик, сыграли две всесоюзные выставки «Керамика СССР» 1971 и 1975 годов и сопутствующие им международные симпозиумы в Вильнюсе. Они послужили широкому ознакомлению с общесоюзной керамикой 70-х годов. Крупным достижением выставки «Керамика-75» явилась архитектурная композиция «Двойчатка» латышских керамистов Л. Лукшо и С. Шмидкене, стоявшая в центре музейного дворика в Вильнюсе, работы Л. Кармашовой и Л. Рохлина из Эстонии, ряд композиций А. Задорина и М. Копылкова от РСФСР. В творчестве последнего, как показала «Садовница», открывался цикл, связанный с воздействием живописных и скульптурных образов Александра Тышлера. Владимир Цивин, выступавший тогда от города Томска, привлек внимание композицией «Завод» и летящей над заводскими трубами крылатой «Славой».







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Новые жанры и виды керамики в СССР 80-е годы (продолжение)Развитие керамики в СССР в послевоенные годы 20 века, проблемы »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии