Статьи  >>  Декоративная пластика
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 28, 2010

Новые жанры и виды керамики в СССР 80-е годы

   В керамике стал складываться свой «натур-стиль», или «биостиль» (пользуясь термином но аналогии с «модерном»), как и в других видах декоративного и станкового искусства. Предметная форма стала напоминать камни, раковины, кораллы. Художники заинтересовались ростом, развитием, метаморфозой органических структур. В декоративной композиции «Растительные мотивы» А. Дудовой, представленной на той же выставке, трубчатые керамические пласты развернуты по краям, как растения, и окрашены солями в синий цвет, стебли же и стручки выполнены из неглазурованного фарфора. Между стеблями «распахнуто» голубое небо, в котором порхает бабочка. Сочетание зернистого шамота, тронутого солями и окислами, и бархатистого холодноватого бисквита создало благородную фактуру и все настроение этого произведения. Природное (а порой натуралистическое) начало чувствовалось во многих работах С. Мальяна, например в декоративной композиции «Золотой плод». «Расцветший камень» В. Петрова отразил поиски крепости формы и ее органичности. Камень, раскалываясь, лопаясь, как плод, оживает и зацветает на наших глазах повой жизнью. Этот прием был предложен в свое время японскими керамистами: камень и цветок вообще воспринимаются символом японской керамики. В. Космачев создал для выставки одновременно и трехлопастные «механические», как винты, цветы, отразившие характер современной техники, и органическую форму «Раковины». В перспективе времени побеждало второе, органическое направление. Уже по некоторым керамическим формам начала 70-х годов можно было заключить, что керамисты начинают порывать с конструкцией и переходить к чистой пластике переливающихся объемов.

Многие работы одними своими названиями говорили о существе выбранной темы: «Облако», «Раковина», «Жемчужина», «Развитие», «Движение», «Метаморфозы», «Огонь». Конечно, в их очертаниях можно было найти какой-то изобразительный намек, по главным приемом оказывалась полная свобода движения. Вырос новый жанр - керамопластика, параллельно стеклопластике, металлопластике, текстильной пластике. Вместе с тем выявилась и отрицательная сторона данного процесса. Форма, а иногда и вся композиция почти уходили в декор, изменялось (и в какой-то степени извращалось) само понятие предметности произведений декоративного искусства. Важно было учесть и еще один момент. С тех пор как керамисты стали воссоздавать в предмете собственное пространство, стало возможным говорить о станковом характере произведения декоративного искусства. Пальто и платье, чулок или чемодан, мастерски выполненные в керамике, уже не предназначались для интерьерного ансамбля. Задачи и цели этого направления не имели прямого отношения к декоративному искусству, хотя и имели известное отношение к керамике как самостоятельному виду искусства. Возникал вопрос о самом статусе керамики в системе искусств.

Ленинградский керамист В. Цыганков послал на международный конкурс керамистов в Фаэнцу 1972 года композицию, составленную из трех готовых строительных кирпичей, покрытых голубыми эмалевыми розами. Этим самым он как бы возвращал керамистов к теряемой ими простой предметной форме, к поиску красоты как к поиску истины в декоративном искусстве. За композицию «Розы» В. Цыганков был награжден специальной премией города Фаэнцы. На следующий год призером того же конкурса в Фаэнце (Большая золотая медаль) становится другой ленинградский художник, Л. Солодков, выдвинувший свою пластическую идею в керамике.

Солодков исходил в своих построениях из традиционной пирамидально-купольной системы церковного деревянного зодчества и одновременно из традиционной формы сосуда, создав два ансамбля - «Русь белокаменная» и «Заонежье». Он не искал в них особой живописности, а, наоборот, строил форму на чувстве сопротивления материала (фаянса). Пирамида из ваз приобрела стройность и строгость. В то же время обе композиции, особенно «Русь белокаменная», напоминают грибницы, в чем нельзя не усмотреть природный фактор, оказавший неожиданное влияние при работе над формой.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Массовые изделия декоративного искусства в СССР (продолжение, 80-е)Новые жанры и виды керамики в СССР 80-е годы (продолжение) »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии