Статьи  >>  Декоративная пластика
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 28, 2010

Массовые изделия декоративного искусства в СССР (продолжение, 80-е)

Новая складывающаяся концепция керамики, раздвинувшей границы собственных возможностей, выражалась в иных видах взаимодействия предметных форм с архитектурным пространством. Композиции основывались теперь не столько на «отражении» окружающего пространства и не на акценте в нем, сколько на приятии в себе этого пространства. Вот почему в изобразительном плане - как форма связи с окружающей средой - широко стал использоваться мотив окна, театральной рампы, вообще мотив прорыва в пространство.

В керамическом рельефе «Город» И. Афанасьевой взор зрителя втягивается вместе с изображенной фигурой в перспективу городской улицы, чему помогают принципы декорационного, сценического построения предмета в пространстве. Полуразмытые, тающие очертания домов и человеческой фигуры усиливают впечатление пустынности, одиночества. У той же Л. Сошинской в блюде «Выход» в открытой двери зияет эмалью голубое небо как выход из одной пустоты изображенного пространства в другую, еще более пронзительную. В одном случае нас выводят из стен интерьера, в другом - создают интерьер в интерьере. В том и другом случае реальная атмосфера быта романтизируется, художник ведет зрителя к новому осмыслению своего быта и бытия.

С приходом в керамику нового поколения художников в значительной мере обновились форма и палитра современной керамики. Она стала еще более пространственной, скульптурной и живописной. Появились работы, отражавшие поиски в области чистой тектоники формы, цвета и ритма. В июне 1974 года на Кузнецком мосту открылась первая выставка «Московская керамика». Более пятисот работ представили на выставку 120 московских художников. По размаху она перекрывала любую республиканскую выставку такого рода и являла собой многообразие жанровых, композиционных, пластических и цветовых решений.

Выставка сыграла важную роль в развитии русской художественной керамики, отразив подъем и даже определенный скачок в ее развитии. Она показала, что это развитие идет по пути создания синтетической формы, не исключающей как изобразительных, так и неизобразительных решений, а также по пути, связанному с народной традицией. Выставку открывала трехфигурная пространственная композиция А. Пологовой «Керамика и керамисты» и трехметровый фонтан «Счастливые рыбаки» А. Сотникова в центре. Некоторые произведения демонстрировали новые принципы работы с керамикой, как упомянутая композиция «Музыкант» Л. Сошинской или декоративная композиция Е. Гуревич «Мать и дитя», представлявшая собой расписанный с двух сторон выпукло-вогнутый керамический пласт. Формы Е. Гуревич («Птица», «Трубач») выявляли комбинированное решение: сосуды, вытянутые на гончарном круге, долепливались руками - прием, хорошо известный в народной керамике. С большим риском он был использован скульптором при создании крупной по масштабу работы «Укротительница тигра».

Произведения А. Белашова также характеризовали новый тип керамики. Его как скульптора-анималиста привлекала возможность показать птицу или зверя среди природы синтетическими скульптурно-архитектурно-живописными средствами. Т. Соколова представила интересный «Натюрморт с котом». На выставке 1974 года была уже заметна новая усиливающаяся тенденция, непосредственно связанная с первой, пространственной. Все настойчивее стали выдвигаться иные стилеобразующие ориентиры - «природные» формы и темы взамен урбанистических, как результат резко обострившегося экологического осознания века.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Массовые изделия декоративного искусства в СССРНовые жанры и виды керамики в СССР 80-е годы »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии