Статьи  >>  Декоративная пластика
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 28, 2010

Массовые изделия декоративного искусства в СССР

В 60-х годах происходит дифференциация задач декоративного искусства по созданию уникальных, серийных и массовых изделий. Уже всесоюзная выставка «Искусство - в быт» 1961 года отразила это стремление. Для серийного и массового производства художниками было предложено немало интересных проектов. Однако промышленность по ряду причин не отреагировала в должной мере на эти предложения, да и сами художники находились уже на пороге новых исканий и нового подхода к осуществлению задач декоративного искусства в целом. Внешние события помогли этому. В 1964 году в Москве был создан Экспериментальный творческо-производственный комбинат (ЭТПК) на Воронцовом поле (перевод в новое здание осуществлен в 1965 г.). Началась наконец всерьез и реконструкция керамического производства в Гжели. Там и здесь работали в основном одни и те же мастера, создавая вазы, кашпо, блюда, недорогие кофейные сервизы, кружки, туалетные приборы.

   Массовая продукция, представленная на выставках 60-70-х годов, свидетельствовала о том, что художники настойчиво трудились над созданием образцов для бытовых нужд. Зритель имел возможность сравнить их с уникальными вазами, блюдами, декоративными композициями, созданными для выставок. Частично последние оседали в музеях и фондах, кое-что направлялось в художественные салоны для продажи. В совокупности различные типы керамических изделий раскрывали, таким образом, внутреннее единство задач по эстетической организации быта.

С тех пор как па Гжельском заводе наладилось тиражирование образцов, на изделиях стал постепенно утверждаться точный, живой и легкий мазок с чуть заметным просветом посередине и четкой топкой кромкой по краям. Известная традиционная фарфоровая техника «агашки» в изображении цветка близка, но отличается тем, что делается не по эмали, а просто утильному, обожженному черепку, что несколько легче, так как кисть в этом случае идет свободней. При хорошем мастерстве и нормальном обжиге цветок или другая изображенная деталь остаются как бы вплавленными в керамический черепок. Иной изображенный лепесток ложится свободно, живописно, храня в себе влагу мазка. Наиболее используемая в Гжели в последние годы керамическая масса - приятного сероватого и кремового цвета. Палитра цветных глазурей большая, по чаще пользуются зеленой, синей, коричневой, золотистой. Росписи в основном ведутся солями, пигментами и ангобами под прозрачной глазурью. Всякий, кто чувствовал себя сопричастным гжельской традиции, развивал ее по-своему в росписи и в пластике.

   В керамике М. В. Шаховской-Фаворской (настенной вазе «Балкончик», 1969; декоративном сосуде «От тебя схоронился», 1974, выполненных из глины с росписью по бело-розовой эмали) тонко прочувствована старая Гяель. Фаворская стремится к созданию вещей простых по форме, мягких и светлых по цвету, лиричных и песенных по образному строю (рельефы «Три дочери-красавицы», «Девушки на завалинке», блюда на близкие темы). Творчество ее не ограничивалось, конечно, только связью с гжельской традицией. Большое влияние на нее оказал В. А. Фаворский, судя по росписям блюд «Волна» (1957), «Строительница» (1958), серии «Советские песни» (1967).

В 60-70-е годы московские и подмосковные художники, работавшие в Гжели и на ЭТПК, сумели создать хорошие образцы для массового и серийного производства - вазы, кашпо, блюда, сервизы, посудные и туалетные приборы (Л. Орлова, Н. Романова, И. Лясс, Р. Цузмер, С. Эйкельматт, В. Орехова, Д. Мухина, М. Макарова, Л. Никитина, Р. Попова, Л. Климова, Н. Петрачева, A. Зуйкова,. Елисеева, А. Шмакова,. Дурова, Н. Квитницкая, О. Артамонова, Р. Логинова, Л. Ненашева и многие другие).

В начале 70-х годов в советском декоративном искусстве определилось третье послевоенное поколение молодых художников, взявшихся за новые и сложные задачи керамики, что и позволяет говорить о них как о «поколении 70-х». В 1969-1970 году на ЭТПК была организована специальная молодежная группа московских керамистов. В ней с большим успехом выступали B. Космачев, В. Петров, Н. Полторацкая, С. Воробьев,. Дурова, И. Барковская, М. Юркова, а затем и участники последующих групп - И. Афанасьева, Г. Джабарова, В. Малолетков, В. Осетров, М. Дедова-Дзядушинская, а также А. Дудова и Б. Петров.

Круг влияния художников ширился, на московских выставках появились работы Людмилы Сошинской, с их свободной лепкой и сочностью керамических форм. В образном плане ее мир - феерический: темы цирка, театра, праздника и карнавала. Мелькают музыканты и танцоры, дамы в шляпах и кринолинах, кавалеры в париках и камзолах; весело, страстно и беззаботно погружается художник в атмосферу карнавального праздника. Сила пластического выражения сочетается у Л. Сошинской с декоративным даром. Она создает рельефы, блюда, фигурные вазы, лепные натюрморты, а в 1974 году выполняет большую декоративную композицию «Музыкант».

Композиция представляет собой совершенно новый тип сборной керамической скульптуры. Каждую ее составную часть надо было расписать и обжечь по нескольку раз. В результате использования такого принципа повышалась пространственность всей композиции и отдельной ее части. Наравне с пластикой в создании целого интенсивнее участвовал и цвет. Он не просто соответствовал форме, помогая ее выявлению, но вводился как самостоятельный элемент.

Желание одушевить в керамике самый обычный и тем более антикварный предмет - кресло, граммофон, керосиновую лампу, портьеру и другие «очеловеченные» вещи - привело к созданию в 70-х годах жанра с театрализованным сюжетом. Это углубленный рельеф с изображением детали или даже целой «сцены», взятой в ретроспекции, из старого быта (В. Малолетков). В Москве и Ленинграде почти все художники отдали этому дань. Создается образ уютного, интимного уголка с ампирным окном, выходящим в сад, или, наоборот, деревенскими ходиками на стене, по именно уголка былого, уже утраченного интерьера, чтобы затем включить его в сегодняшнее реальное пространство. Такими средствами пытались синтезировать пространство изображенное и пространство реальное, то есть интерьер «коробчатой» архитектуры того времени. Но получался уже не синтез их, а нечто противоположное, как остроумно заметила критика, «вместо синтеза - антитеза».







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Керамика, фарфор, керамисты в СССР 60-х - 70-х годов 20 века (продолжение)Массовые изделия декоративного искусства в СССР (продолжение, 80-е) »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии