Статьи  >>  Декоративная пластика
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 28, 2010

Керамика, фарфор, керамисты в СССР 60-х - 70-х годов 20 века (продолжение)

Искусство гармоничных созвучий, лиризм, напевность становятся чертами многих московских керамистов, работающих с сосудными формами и особенно с расписными. Здесь мы найдем работ B. Ореховой, И. Лясс, М. Фаворской, Л. Никитиной, М. Макаровой, М. Рачгус, Л. Орловой и многих других художников. Традиция, идущая от Луки делла Роббиа, античная классика находили в росписях ваз, блюд и панно.

Следующее направление связано с общеевропейской тенденцией и с именем Пабло Пикассо, непосредственно отраженное в послевоенные годы в керамике. Пикассо с большей откровенностью, чем это было раньше, стал одушевлять, очеловечивать сосуд, так что последний стал как бы подвижным и действующим образом: один сосуд мог обнимать другой рукой (ручкой), большой сосуд - «баюкать» маленький и т. д. В статику сосуда Пикассо внес движение, непосредственное сходство с человеческой фигурой, а значит, и соответствующую метафору. Этим путем шли Е. Гуревич, М. Рабинович.

Столь же важной для керамики оказалась и стилистика графических и работ Пикассо, условная выразительность и острота его изобразительного языка. В керамике она снискала Пикассо, как и везде, горячих поклонников. Среди них оказалась Д. Мухина. Ее блюда отличались условным и лаконичным стилем изображения, широким использованием палитры глазурей и эмалей, большой декоративностью. Увлечение искусством Пикассо сказывалось тогда и в теме бесчисленных клоунад, коррид, вдохновивших тогда не одного художника, поэта и режиссера.

В блюде Мухиной «Аленушка», созданном в Конакове, изображение создавалось теми нее лаконичными средствами, но уже с ориентиром на иконописное искусство. Лаконичная манера трактовки фигур и деталей с начала 60-х годов сменилась у Д. Мухиной увлечением итальянским искусством эпохи Ренессанса.

В конце 60-х-70-х годах она создала целую коллекцию рельефных блюд с изображением женских образов по преимуществу. Свой камерный талант художница довела до совершенства в этом жанре. Каждое блюдо ее или тарелка мерцают подобно драгоценным слиткам. Лучшей из них оказалась композиция с бродячими клоунами, девочкой и собачкой.

Влияние Пикассо испытали позже многие керамисты, например А. Задорин в Ленинграде и С. Воробьев в Москве. Последний шел от керамических скульптур Пикассо 50-60-х годов («Коза», «Сова», «Большая птица»), что удачным образом отвечало его увлечению народными, «балаганными» примитивами. Рождались красочные керамические произведения: «Гусь», «Петух-Музыка» в 70-х годах, позднее - «Коза», «Пугало», «Штырь», «Лесная сова».







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Керамика, фарфор, гончарная пластика в СССР 60-х - 70-х годов 20 века (продолжение)Массовые изделия декоративного искусства в СССР »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии