Статьи  >>  Декоративная пластика
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 28, 2010

Керамика, фарфор, гончарная пластика в СССР 60-х - 70-х годов 20 века (продолжение)

В вазе «Лето» в центре вмятой поверхности помещено изображение куста и отдыхающих под ним людей, а с «берега», каковым воспринимается корпус вазы, бросаются в воду объемные фигурки собаки и девушки, служащие своеобразными ручками сосуда.

Суровую, настороженную атмосферу октябрьских дней 1917 года передает Е. Лукинова в массивных терракотовых блюдах «Революционный Петроград» (1969). Интересен здесь пространственный эффект, достигнутый в росписи с помощью четких перспективных сокращений изображенной архитектуры. Мы рассматриваем изображение как бы в перевернутый бинокль, замечая в глубине пространства строгие, вымерзшие громады дворцов, сухие, словно выметенные жестким октябрьским ветром, мостовые, грузовик с вооруженными матросами - пустынный пейзаж революции. Взгляд углубляется в перспективу города, а там движутся все те же персонажи - три фигурки вооруженных матросов.

Много работает в керамике начиная с 1963 года А. Пологова, раскрывая в ней сложное понимание пространства, пластики и цвета. Ее «Рельеф» (1972) создан на тему библейской мифологии, правда, трактованной очень вольно. Под деревом с обвившей его змеей фигура женщины, рядом прижавшаяся к земле собака, а в стороне юноша и бородатый мужчина. Обращает на себя внимание орнаментальное богатство рельефа. Изгиб линии тела юноши вдавлен контррельефом в массу шамота, а изгиб бедра лежащей фигуры наоборот подчеркнут выпуклым рельефом. Этой части композиции отвечает в противоположном углу по диагонали плывущее упругое облако, стоящим фигурам - проемы двухарочного ренессансного окна.

Объемные тела растворяются в массе керамики, в желто-охристо-синем мареве лишь угадываются отдельные детали. Объем переходит в живопись, работа стеки скульптора - в работу кисти: еле намочены пальцы рук, штрихами даны локоны. Сложные перепады керамических масс, орнаментальные ритмы насыщают произведение А. Пологовой жизнью, гармонией, от созданных образов веет безмятежностью.

Характеризуя стиль того или иного художника 60-х - начала 70-х годов, нужно учесть все влияния, испытываемые керамикой. Все еще продолжала действовать классицистическая тенденция, неизменно связанная с процессом обучения в художественных вузах и получившая тогда импульс в новом увлечении Ренессансом и итальянской майоликой. Керамика испытывала повое воздействие народного искусства, впитывала лучший опыт западного «авангарда» и советского искусства 20-х годов.

Классицистическое направление было представлено главным образом школой В. А. Фаворского с ее вниманием к пластической традиции. Такую же роль по отношению к скульптурной пластике выполняла школа А. Т. Матвеева. Оригинальный сплав народных и классицистических черт искусства можно было наблюдать в пластике A. Г. Сотникова.

Школа Фаворского учила видеть в любом произведении искусства не просто образ, но и предмет вместе с окружающей его средой. Для керамики ценной являлась мысль художника о сосудной форме, взятой самой по себе, как теме содержательной в истории человеческой культуры. Этот подход ориентировал керамику на связь с античной терракотой, ренессансной майоликой и народным гончарством.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Керамика, фарфор, гончарная пластика в СССР 60-х - 70-х годов 20 векаКерамика, фарфор, керамисты в СССР 60-х - 70-х годов 20 века (продолжение) »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии