Статьи  >>  Декоративная пластика
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 28, 2010

Керамика, фарфор, гончарная пластика в СССР 60-х - 70-х годов 20 века

В новых керамических работах таилась концепция дальнейшего развития керамики по пути образной самостоятельности, а также синтеза с архитектурой, что отвечало внутренним нуждам керамического искусства. Однако сближение со станковым искусством и сценографией порождало возможность ложного пути: потери декоративности, создание работ бутафорского плана. По такому пути пошли те, кто слишком прямолинейно понял сущность новых задач. Те же, кто мыслил глубже, стремились к преодолению векового разрыва между «чистым» и «прикладным» искусством, начавшегося еще в конце XIX века.

Ярче и раньше всего стиль второй половины 60-х - начала 70-х годов проявил себя, казалось бы, в самом «утилитарном» производстве - фарфоре. В Москве - в произведениях П. Леонова (1910-1982), полыхавших яркими красками и золотом, в Ленинграде - в работах В. Городецкого (1924-1977) 5 наметился поворот к решению сложных творческих задач. Теперь никого уже не удовлетворяли ни этнографизм, ни экстравагантные увлечения скосами, срезами, «обмыленными» деталями и лихо выплеснутыми поливами, то есть всем тем, что еще пять лет назад относили к новинкам современного стиля. Заметно было стремление к вещам образным и сложным по своему содержанию, не уступающим по силе выражения и глубине мироощущения станковому искусству. Стремление к многомерности произведения способствовало пробуждению интереса к стилизации. На этом пути были достигнуты свои положительные результаты, хотя часть работ, особенно по убранству общественных интерьеров (гостиниц, кафе, ресторанов) решалась в сомнительном духе «ретро».

Искусством Древней Руси были навеяны шамотные фляги В. Васильковского «Богатыри» с фигурами Ильи Муромца и Алеши Поповича. Они весомы, монументальны и напоминают выветрившиеся придорожные камни. Архаизации подверглась и тема «деревенской свадьбы». Цикл, навеянный древнерусским искусством, сменяется в 70-х годах у Васильковского увлечением античной мифологией и темой родного города на Неве (декоративный ансамбль «Суд Париса», сервиз «Воспоминание в Царском Селе»). Здесь художник выступает как своеобразный иллюстратор пушкинской поэзии (вспоминаются Шарлемань и Лансере).

В Москве рядом с флягами ленинградца В. Васильковского можно было бы поставить еще более мощные монументальные вазы Л. и Д. Шушкановых. Например, вазу «Русская», отдаленно напоминающую ендову. В Женеве в 1965 году она была отмечена дипломом Международной академии керамики. Искусство городецких мастеров неожиданно и своеобразно преломилось в творчестве художника Е. А. Расторгуева. В 60-70-х годах им был создан целый «город» смешных персонажей, имена и клички которых сами по себе дают представление об их жизни: «Выпускатель птиц», «Свистуны», «Старовер», «Баба с Започтовой улицы» и т. д. Среди всего этого пестро представленного люда и быта выделяются «Выезды» (фигурки на лошадях).

В своеобразном гончарной пластики, сочетающей в себе поиск нового с традиционным, выступил М. Рабинович. Это вазы «Лето» и «По долинам и по взгорьям», в которых художник поставил перед собой задачу превратить объемную керамическую форму в пейзаж, то есть придать ей метафорическое звучание.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
Керамика, фарфор, гончарная пластика в СССР 60-х - 70-х годов 20 века (продолжение) »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии