Статьи  >>  Архитектура и скульптура
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 29, 2010

Ланшафтная архитектура, зелень, в жизни городов СССР (продолжение)

   Предвоенные годы были отмечены рядом значительных достижений в области ландшафтной архитектуры. Здесь следует назвать крупнейшие по масштабу озеленительные работы в Баку, развернувшиеся с начала 30-х годов и превратившие город нефтяников, некогда почти лишенный растительности, в один из самых зеленых городов страны. Требовалось победить крайне неблагоприятный бакинский климат с его жарой и морозами, безводностью и ветрами. В этих условиях даже скучноватые регулярные посадки не могли не вызвать восхищения.

В разных районах Москвы в те же предвоенные годы было создано несколько зеленых ансамблей градостроительного значения. Прежде всего это система зеленых аллей и площадок спортивного центра «Динамо» и прилегающей к ним части Ленинградского проспекта, а также Водного стадиона и Химкинского речного вокзала. В этих садово-парковых композициях проявилось классически-ренессансное направление, перешедшее в послевоенную ландшафтную архитектуру. Рационалистическая регулярность особенно заметна в композиции Химкинского парка (автор - инженер Т. П. Шафранский). В принципе регулярность парка не может вызывать возражений, но, размещенный вдоль красивейшей набережной водохранилища, этот парк не имеет с ней никакой связи, ни одного выхода к воде, ни малейшего признака «романтики странствий» и даже намека на то, что отсюда начинается речной путь к Уралу и Каспию (скульптура Ю. Кун «Водный путь» у входа отключена от парка). Зелень играет здесь подчиненную роль, создавая лишь эффектное обрамление для осей, нацеленных на шпиль вокзала и фонтаны. Зеленые стенки помогают оттенить пластические символы и эмблемы: якоря, цепи, спасательные круги из чугуна и бронзы и т. д.

Подчеркнутая симметрия здания Речного вокзала, как в зеркале, отразилась в регулярной планировке парка.

Такой тип озеленения преобладал и в послевоенные годы. При этом природный рельеф нивелировался, цветы и деревья сажались по геометрической схеме: рядами, звездами, симметричными грядами. Это отвечало ведущим градостроительным концепциям 40-х - начала 50-х годов.

Одним из выдающихся примеров героически-монументального решения в садово-парковом искусстве можно считать Генеральный план зеленого массива на юге Москвы, разработанный в 40-х годах, но так и не осуществленный (архитекторы А. Власов, А. Натальченко, Н. Шмидт, В. Москвин). В состав комплекса должны были войти ЦПКиО им. Горького, Нескучный сад, Лужники и Ленинские горы, общей площадью в тысячу гектар. Парк был разбит на зоны. Большой регулярный партер у Крымского моста отводился под массовые мероприятия и развлечения. Осью большого партера служила аллея со скульптурными бюстами великих людей. Рядом размещались Дворец веселья на 40 тысяч человек, физкультурный комбинат со стадионом, цирк, выставочные павильоны. Нескучный сад предназначался для тихого отдыха. На Ленинских горах предполагалось разместить Ботанический сад и Зоопалеонтологический парк. На верхней точке, над кручей, проектировался гигантский монумент в честь Конституции СССР с мраморной лестницей Народов СССР, спускающейся к воде. По другую сторону реки планировался обширный водный бассейн с рельефной картой мира, замыкающей ось лестницы. Остальная территория Лужников отводилась под Парк молодежи с огромным Дворцом молодежи и спортивным городком.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Ланшафтная архитектура, зелень и вода в жизни городовПравительственные решения об охране ландшафта »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии