Статьи  >>  Архитектура и скульптура
От: marina51


Опубликовано: Ноябрь 22, 2010

Ансамбли фонтанов в городах СССР

 В 1969-1970 годах начата была реконструкция центра Судака в Крыму. Здесь создана большая видовая площадка с бассейном и скульптурой из кованой меди «Похищение Европы» (архитектор по ландшафту Ю. Савченко, скульптор Б. Свинин). Перед зданием театра предполагалось установить еще две фигуры - «Орфея» и «Эвридики», которые дополнили бы уже определившийся ансамбль. С площадки, усеянной розами, здесь открывается чудесный вид на окружающие горы и генуэзскую крепость. Бык в крутом развороте шеи несет Европу в глубину бассейна, а девушка тянется рукой к берегу. Здесь схвачен конфликт двух движений и двух начал, отсюда та трепетная манера, в которой обработана медь. Силуэт гор и генуэзской башни главенствует над Судаком, а ритмика и силуэт скульптурной композиции перекликаются с очертаниями горного хребта. Скульптура «Похищение Европы» органично вписана в окружающее пространство.

Крупные работы по убранству города были проведены в новом городе Узбекистана Навои. Здесь вокруг Дома культуры была создана увлажнительная система, состоящая из бассейнов и фонтанов, смягчающая среднеазиатскую жару, создающая свой микроклимат (архитекторы Г. Гончаров, А. Короткое, И. Орлов, скульптор Б. Свииин). Декоративный ансамбль открывается фигурой Фархада, героя поэмы Навои, трактованной скульптором как образ строителя-богатыря, пробивающего в скале путь воде и дающего людям жизнь.

Мощная струя воды, пролетая по воздуху, падает на консоль и рассыпается в водяную пыль. Второй бассейн украшен тремя женскими фигурами, олицетворяющими главные среднеазиатские реки - Амударью, Сырдарью и Заравшан. По восточному обычаю, женщины несут па головах сосуды. В различных ракурсах эти три поднятых сосуда создают интересные сочетания форм и мягкую игру светотени. Струи воды стекают из ваз где под мощным напором, где зеркальным и ровно шумящим водопадом и музыкально булькающей капелью. Восточный мотив входит в композиционный и пластический строй фигур-фонтанов без всякой стилизации. В трактовке фигур женщин-рек скульптор, избегая этнографизма, дал простор своей фантазии и обобщению. Косы женщин естественно сливаются с каннелюрами-складками одежд, по которым стекает вода. Вся текучесть форм не только вторит вертикальному падению воды, но и сама по себе говорит о главной теме ансамбля: влаге, свежести, прохладном дыхании среди жары. Так пластически, по-современному была осмыслена идея оазиса в пустыне.

За зданием театра располагаются фонтаны-«драконы», созданные Б. Свиииным по мотивам народной керамической скульптуры. Естественно, что они по пластике отличаются от первых. Весь архитектурно-скульптурный ансамбль венчает памятник поэту Навои, чьим именем назван новый город.

В Ульяновске еще в 1920-1930-х годах были воздвигнуты памятники К. Марксу (скульптор С. Меркуров) и В. И. Ленину (М. Манизер). В конце 1960-х годов к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина здесь были сооружены Ленинский мемориальный центр, здание педагогического института, гостиница «Венец», а также Дворец пионеров, областная детская библиотека и другие сооружения.







Скрыть комментарии (1)

Io - Сентябрь 27, 2014

Фото для "Ансамбли фонтанов в городах СССР"


фонтан, []

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Декоративное искусство в городах СССР, памятники, мозаика, скульптура, фонтаны, бассейныДекоративная пластика 60-х годов, ансамбли общественных и жилых зданий СССР »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии