Статьи  >>  Архитектура и скульптура
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 22, 2010

Декоративное искусство в городах СССР

   Триумфальная парадная тема победы над Наполеоном продолжена в мозаичных изображениях на здании музея-панорамы Бородина (архитекторы А. Корабельников, А. Кузьмин, С. Кучанов, художник Б. Тальберг) и в многофигурном памятнике фельдмаршалу М. И. Кутузову и другим героям Отечественной войны 1812 года (скульптор Н. Томский, архитектор Л. Голубовский).

Сливаясь с жизнью города, декоративная и монументальная скульптура ведет свою лирико-эпическую тему, разнообразную по жанрам. Но для этого в строй скульптуры должен войти ритм, динамика самого города. В 1965 году в старой средневековой части Таллинна был установлен памятник классику эстонской литературы Эдуарду Вильде (архитектор А. Мурдмаа, скульптор А. Эскель). Памятник Вильде стоит напротив Дома литераторов, где открыты книжный магазин и кафе «Пегас». К памятнику ведут широкие ступени и уступами поднимаются строгие по форме бетонные чаши для цветов. Сам памятник в виде двух каменных блоков с рельефами развернут в пространстве наподобие раскрытой книги. Благодаря этому приему улица приобретает закопченный художественный облик, гармонирующий с колоритом старой части города.

Кисловодск. Проспект имени 50-летия Октября

Кисловодск. Проспект имени 50-летия Октября, открытка 1981 г.

Примером перехода от декоративного к монументальному может служить, как мы сказали, и созданная в 60-е годы ось движения от Киевского Дворца пионеров с его бассейнами и декоративными мозаиками к расположенному поблизости мемориальному комплексу с могилой Неизвестного солдата, обелиском и Вечным огнем. Отсюда открывается вид на Днепр и заречные дали, само небо входит в восприятие ансамбля.

Рельефную мозаику во Дворце и на дно его бассейна создали А. Рыбачук и В. Мельниченко (1966). Яркая керамическая мозаика с изображением созвездий и солнца оказалась под водой, словно небо отразилось в волшебном зеркале. Мозаика воздействует не только цветом, но и пластикой глубокого рельефа, образующего на дне бассейна «ходы» сложной конфигурации. В этом совмещении двух планов - существенный элемент решения.

Таким образом, к середине 60-х годов в наших городах начали складываться целые комплексы декоративно-монументального убранства. В 1968 году было закончено строительство и декоративное оформление курортного комплекса в Пицунде.

Большой рельеф «Миф о Колхиде» украсил фасад главного административного здания (скульптор Г. Ониаии). Золотистый песчаник «дышит» на открытом воздухе и своей пластичной каменной массивностью оттеняет легкость остекленных помещений. От этого центра мимо рощи реликтовых сосен дорога ведет к морю и пирсу, расположенному на территории курортного комплекса. Здесь его границу отмечает декоративная стенка, выполненная по типу металлографики - набором якорей, цепей и других морских эмблем (художник. Церетели). У подножия здания и вдоль моря тянется на полтора километра широкая эспланада, выложенная плитами разного оттенка. Здесь можно видеть скульптуру Г. Очиаури «Аквалангисты», плавательный бассейн, украшенный яркой декоративной росписью по керамическим плиткам (художник Э. Бердзенишвили). Из моря на берег выходит бронзовая Медея, напоминая о легенде, связанной с Колхидой (скульптор М. Бердзенишвили). О легендарных событиях, связанных с походом аргонавтов за золотым руном и о старинных названиях окрест лежащих мест свидетельствуют эмблемы-названия отдельных корпусов пансионата, выполненные грузинскими чеканщиками.

К сожалению, цельность убранства Пицунды нарушена рядом малоинтересных, лишенных пластичности декоративных стенок и ненужных декоративных форм из камня. Тем не менее опыт Пицунды на Черном море и Паланги на Балтийском побережье весьма интересен для своих лет.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Оформление въездов в города СССРАнсамбли фонтанов в городах СССР »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии