Статьи  >>  Архитектура и скульптура
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 20, 2010

Декоративное искусство в городах Закавказья и Средней Азии СССР

Улица Абовяна в Ереване может служить примером организации среды другого рода, нежели проспект Калинина. Мостовая этой улицы почти не используется для проезда. Поэтому здесь возможен другой график движения людей. Расположенную в самом центре города улицу отличают необычайно широкие тротуары. Человеческий поток распадается здесь на русла, обтекает ритмически расставленные малые архитектурные формы: пешеход идет вдоль небольшого водного бассейна, проходит под легким навесом, на мгновение попадает в тень, минует ее и оказывается уже перед небольшим памятником, группой каменных ваз или фонтаном в виде небольшого сосуда, из которого выбивается ноток воды. 

Ереван - Декоративное искусство в городах Закавказья и Средней Азии СССР  

Местами дороги-ручейки соединяются в широкую полосу, поток людей то собирается, то делится вновь. Отсчет пространства идет не по протяженности фасадов домов (потому они и не воспринимаются как плоскость), а по встречаемым предметам. Трехмерность композиции ощущается даже в покрытии тротуаров. Уровень воды в водоемах заметно ниже уровня тротуара, он как бы обнажает массу покрытия, его толщину. Трехмерность и множественность аспектов восприятия самой архитектуры усиливает движение пешеходов, то приближающихся, то отдаляющихся от домов.

В тесном взаимодействии декоративных и монументальных форм развивалось скульптурное убранство городов Закавказья. Например, такое монументальное произведение, как конная статуя героя народного эпоса Давида Сасунского (скульптор Е. Кочар, 1958), установленная на вокзальной площади Еревана, представляет собой памятник и в то же время декоративную скульптуру, венчающую водоем, что отнюдь не умаляет значения этого популярного памятника, вошедшего в эмблематику города.

Декоративное искусство в городе не развивается изолированно от монументального. Убранство улиц, площадей и парков и их озеленение может, естественно, смыкаться - пространственно и эмоционально - с монументальными комплексами и переходить в них; классический пример - памятный ансамбль погибшим борцам революции в центре Ленинграда на Марсовом поле и памятный ансамбль на Аскольдовой могиле в Киеве.

Большая работа по убранству городов в Грузии развернулась в связи с подготовкой празднования 1500-летия Тбилиси в 1958 году. Скульптурная пластика и другие декоративные элементы, решающие историческую тему, органично вошли в структуру города.

К юбилею грузинской столицы были оформлены три въезда в город. Со стороны Ортачала прибывающих в город встречают обелиск, источник с чашей для воды и скамьи для отдыха, выполненные из природного камня (архитектор А. Бакрадзе, скульптор Э. Амашукели). Другой въезд был оформлен в виде родника при дороге (архитектор Н. Джобидзе, скульптор Э. Амашукели): накаленный под солнцем камень, резкие тени от него, журчащий родник и на камне - чеканный рельеф в виде руки, обхватившей рукоять меча. Ближе к центру города въезжающего встречает памятник тремстам арагвинцам, расположенный на набережной Куры (архитектор А. Бакрадзе, 1963). Текст и рисунок на памятнике рассказывают о героическом сражений с турецкими завоевателями, произошедшем на этом месте двести лет назад. Тема защиты родины от непрошенных пришельцев и привета мирному путнику-гостю проходит красной нитью в оформлении Тбилиси, начиная от въезда в город и кончая господствующей над городом серебристой фигурой Картлис-Деда (Матери-Грузии) на Салалакской горе (скульптор Э. Амашукели).

Чайка. Бетон. 1961. Въезд в Ереван. Худ. Хачатрян О.

"Чайка". Бетон. 1961. Въезд в Ереван. 

В те же годы оформляются въезды в Ереван, а также подъезды к памятникам древней армянской архитектуры - Гарни, Гегарду, Звартноцу. По дорогам Армении стали ставить каменные знаки с копиями древних изображений.

Примером скульптурно-архитектурного решения въезда в город может служить въезд в Ереван с севера, получивший название «Ереванской чайки» (архитектор О. Аконян, инженер Е. Григорян, художник В. Хачатрян). Композиция состоит из двух вытянутых аркообразных железобетонных форм, под одной из которых пролегает шоссе.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Вывески, надписи в оформлении улиц городов СССР (продолжение)Оформление въездов в города СССР »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии