Статьи  >>  Архитектура и скульптура
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 20, 2010

Вывески, надписи в оформлении улиц городов СССР (продолжение)

Так как облик современной архитектуры неразрывно связан со всякого рода металлизированными поверхностями, такой фон лучше увязывает вывеску с архитектурным объемом.

Вывески, надписи в оформлении улиц городов СССР

Вывески, надписи в оформлении улиц городов СССР

фото: Jacques Dupaquier

Толщина и весомость литер, так же как и ощущение их веса, созвучны и соразмерны архитектурным деталям. В ряде случаев эти буквы входят в изначальную архитектурную композицию. Так, ряд букв-объемов завершает очертания магазина «Хлеб» на Калининском проспекте, контрастируя с компактным параллелепипедом архитектурного объема. Фасад, прочерченный по вертикали металлическими плоскостями, приобретает силуэтность благодаря этим буквам. Темные и несколько тяжеловатые, очень примитивные по контрасту с блестящими металлическими переплетами окон, они прикреплены к вогнутым квадратным плоскостям, причем шаг букв совпадает с шагом окон. В ночное время, когда подсвечиваются фоновые плоскости, буквы выделяются контражуром. Сходен по приему мотив «буквенного завершения» Дома книги. Здесь разница лишь в трактовке самих знаков: их очертания вырезаны на компактных параллелепипедах с вогнутой лицевой поверхностью. Компоновка этой надписи отличается от предыдущей тем, что своим шагом буквы эти связаны с господствующим ритмом вертикалей, идущих по фасаду.

Надпись, как неотъемлемую деталь архитектуры, приобрели и типовые магазины и маленькие кафе. Крупные буквы вместе со световой плашкой парят над стеклянным кубом маленьких кафе, выполняя роль «дальнобойной» информации.

В 60-е годы, быть может, под влиянием стремительного темпа городской жизни возродился тип предметно-символической вывески: на улицах городов появилось много изобразительных символов - авторучка, патефонная пластинка, игла с ниткой и т. п. В некоторых старых городах, чаще всего в Прибалтике, сохранилась объемная бутафория - висящий над тротуаром крендель (эмблема булочной), сапог (обувного магазина), очки у входа в оптический магазин.

На проспекте Калинина появилась эмблематика. Исходным материалом для эмблемы транспортного агентства послужил образ развилки дорог, дополненный силуэтом автомобиля и самолета вместе с контуром облака.

В отличие от того, что делалось в средневековых европейских городах, эмблемы на проспектах Калинина решаются как единая система. Здесь нетрудно проследить ряд чисто формальных приемов достижения общности и целостности ансамбля, они сказываются в обработке поверхности, в выборе единого материала (обычно меди), в одинаковой величине и высоте расположения эмблем над землей, одинаковом способе крепления - подвеске на кронштейне.

Вывески, надписи в оформлении улиц городов СССР (продолжение)  

Характерная для 60-х годов тяга к трехмерности, объемности сказалась и в выполнении множества других информационных знаков в городе - указателей переходов, световых табло и пр. Указатели переходов и многие знаки в центре города - это уже не просто набор букв, а, скорее, скульптура, установленная на конструктивном основании.







Скрыть комментарии (1)

Joko - Октябрь 1, 2014

Фото для "Вывески, надписи в оформлении улиц городов СССР (продолжение)"




Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Малые архитектурные формы в СССР (продолжение), торговая реклама, вывескиДекоративное искусство в городах Закавказья и Средней Азии СССР »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии