Статьи  >>  Архитектура и скульптура
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 19, 2010

Развитие декоративного искусства в ансамблях городов Прибалтики

Наиболее быстрыми темпами шло развитие декоративного искусства в ансамблях городов Прибалтики. Органического сплава камня, керамики, металла с живым зеленым окружением и водоемами сумели добиться эстонские и литовские художники. Простому гранитному валуну эстонцы умеют придать эстетическую значимость, открыть в нем скульптурную выразительность. Им вторят массивные керамические вазы, в ритмическом порядке расставленные в густой траве. Древнее искусство керамики стало самым молодым и активным в убранстве не только интерьеров, но и парков, городских улиц, площадей. Здесь встречаются наиболее удачные решения с точки зрения связи с окружающей средой.

В Таллинне, в кафе «Таллинн», авторы В. Тамм и В. Аси расставили вазы в строгом ритмическом порядке, придавая им притягательную силу, добиваясь движения в пространстве. Вазы эти «зазывают» войти в кафе, а зрителя, находящегося в кафе, манят на траву во двор. В Таллинне Ю. Матвей, X. Варьюн, в Вильнюсе Ю. Адомонис и другие художники создавали вазы сдержанного декора для небольших садиков, скверов и детских площадок.

   Вазы ставят иногда группами по три-четыре, часто на плитах, утопленных вровень с землей и обросших травой, что еще лучше сливает их с ландшафтом и подчеркивает значимость керамических форм. Объемами ваз художники-керамисты подчеркивают единство и текучесть пространства, связь геометрически правильных архитектурных объемов с живой природой и человеком. Садово-парковая керамика получает очень интересное развитие в Латвии, по позже, в 1970-х годах.

Скульптура эстонских художников также примечательна, она идеально вписывается в пейзаж. В 1957 году А. Старкопф создает фигуру юной женщины, сидящей у фонтана, для сада в Тарту. Прелесть пропорций, музыкальная четкость объемов и линий рождают глубоко лирический образ, растворяющийся в мире природы.

Самым распространенным видом декоративной пластики 60-х годов была парковая скульптура, обычно предназначенная для каких-нибудь курортных городов. В этом отношении выделяется Паланга (Литовская ССР). Здесь каждой скульптуре найдено место: «Эгле - королева ужей» Р. Антиниса (1958) вторит окружающим упругим стволам сосен, из травы выглядывает «Саулпте» («Солнышко») Ж. Нонушкайте (1968), встречая утром отдыхающих, идущих к морю.

Гораздо сложнее оказывается вписать декоративную скульптуру в городское пространство, застроенное разными по времени и стилю сооружениями. В обстановке архитектурного окружения декоративный предмет оказывается в более многообразных и сложных взаимосвязях, чем в парке или на лоне природы. В Литве мы встречаемся с умелым включением в синтез барельефов, круглой декоративной скульптуры, изобразительных знаков. Таковы фигуры сидящей девушки у ресторана «Паланга» в самом центре Вильнюса или фигура лежащей у здания больницы в районе Алтакалниса (1966) и другие декоративные скульптуры В. Вильджюиаса.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Появление новых видов малой архитектуры в СССРРазвитие декоративного искусства в ансамблях городов Прибалтики (продолжение) »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии