Статьи  >>  Архитектура и скульптура
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 19, 2010

Проектирование новых городов и зданий в СССР

   В 1958 году в обстановке роста городов, новых веяний в архитектуре и декоративном искусстве в стране началось движение за культуру и красоту родного города. Оно было начато днепропетровца-ми и подхвачено харьковчанами, саратовцами, вильнюсцами, ленинградцами, жителями Омска и других городов СССР. При горисполкомах были созданы художественные советы, в ряде мест учреждена должность главного художника города. Начинается разработка перспективных планов монументального и декоративного оформления городов в связи с намеченной программой жилищного и культурно-бытового строительства. Со временем кое-где, например в Вильнюсе, стали вводиться и специальные ландшафтных архитекторов.

Нижнекамск. Городское профтехучилище №44 1984 (Проектирование новых городов и зданий в СССР)

Нижнекамск. Городское профтехучилище №44 1984

При проектировании новых городов - Дубны, Зеленограда, научного городка под Новосибирском, Дивногорска, Навои, Шевченко, - курортных мест, лагерных комплексов «Артек», «Орленок», «Солнышко» стремление сохранить и выявить особенности ландшафта особенно заметно. Но и повсюду как бы заново происходило открытие красоты родной природы. Стали много писать и говорить о красоте природного камня. Каждый город искал, чем бы обогатить свой облик. Еревану большое своеобразие придает туф розовато-лиловых и серых оттенков. К нашему времени цветовой строй этого города вполне определился. В Севастополе начали шире использовать инкерманский камень для ваз, фонтанов, пьедесталов и самих памятников. В Тернополе - ракушечник и песчаник. В Душанбе и Нуреке найденный в горах камень стал входить в палитру их городского убранства. Все активнее осознавалось то обстоятельство, что городскую среду нужно насыщать цветом и пластикой природных форм, что проблему индивидуального облика города нельзя решить прежними средствами.

Постепенно преодолевалась разобщенность между архитекторами и художниками. Еще в начале 60-х годов их творческое сотрудничество мыслилось слишком прямолинейно. Художникам предлагалось, например, расписать торец, обогатить цветом или тематической композицией уже готовый архитектурный проект. Но с каждым годом становилось яснее, что возродить целостную эмоциональную атмосферу города невозможно без умения архитектора и художника мыслить комплексно, пространственно, конструктивно и декоративно. А это предполагало более тесные и органичные контакты между ними.

Первым крупным комплексом 60-х годов, в котором приняла участие наряду с архитекторами большая группа художников и скульпторов, явился ансамбль Центрального Дворца пионеров в Москве (1961-1962).

Комплекс сооружения главного входа состоит из флагштоков, столбов и перил, ведущих ко Дворцу. Движение подхватывается цветом портика центрального здания. На нем - керамическое панно «Пионерия» (художники Е. Аблин, И. Лаврова, Г. Дервиз, И. Пчельников). Над входом в помещение театра выдвинут массивный скульптурный фриз с орнаментально трактованными музыкальными инструментами, пионерскими эмблемами и атрибутами (скульпторы Ю. Александров, И. Александрова, Т. Соколова; художники А. Васнецов, В. Эльконин). Бетонная скульптурная полоса по контрасту уравновешена со стеклянным кубом здания и создает необходимый здесь художественный акцент. На торцевых стенах корпусов с противоположной стороны здания помещены декоративные мозаики, посвященные темам покорения земли, воды и воздуха; они выполнены из цветных облицовочных кирпичей и подкрашены кремнеорганическими смолами.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Об устранении излишеств в проектировании и строительстве, постановление ЦК КПСС 1955 годаДекоративные материалы в интерерах и зданиях СССР »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии