Статьи  >>  Архитектура и скульптура
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 19, 2010

Пластическая отделка жилых зданий СССР

Широко внедрялась пластическая отделка жилых зданий. Для этого были выпущены красочные альбомы с образцами украшений деревянных и каменных зданий. Проектировщикам и строителям предлагалось применять формы готовых оконных наличников, ставен, карнизов, входов и других фасадных отделочных деталей, спроектированных по народным и классическим мотивам. Нужно признать, что в отдельных случаях дома приобретали привлекательный облик: колонны, обвитые растительным орнаментом, обрамляющие балконы и окна жилых домов Дарницы в Киеве, по улице Николадзе в Тбилиси и в других местах, вносят некоторую мягкость и интимный оттенок в облик этих зданий. В те годы архитектурно-декоративная лепка выделяется в особый род декоративного искусства.

Большие надежды возлагались в конце 1940-х годов на орнамент. Основанные на традициях ренессансной и ампирной архитектуры, орнаменты обогащались за счет добавления в них национальных мотивов и элементов советской эмблематики. В декорировке зданий орнаментикой во многих случаях проявлялось немалое мастерство. Примером может служить обработка резьбой и украшение орнаментом Театра оперы и балета в Ташкенте (архитектор А. В. Щусев, народные мастера Ш. Мурадов, Т. Асланкумов, К. Джалилов, А. Балтаев, Б. Джураев, Д. Джураев, 1947), орнамент на стене жилого дома па Ленинском проспекте в Москве (архитектор И. Жолтовский). В Закавказье с большим тектоническим и пластическим чувством украшаются каменной резьбой капители, архивольты, порталы, замковые камни. Таковы Дом Правительства Грузинской ССР в Тбилиси, общественные сооружения Еревана: Дом Правительства Армянской ССР, монумент Победы с каменными резными порталами, а также здание стадиона «Динамо» и фасад крытого рынка, украшенный бронзовой решеткой и резьбой по камню. Материалом здесь служили местные декоративные породы камня - гранит, базальт, вулканический туф.

Живой трепет растительности

   В первое послевоенное десятилетие продолжают работать для города такие крупные скульпторы, как В. И. Мухина и И. С. Ефимов. В. И. Мухина подготовила много проектов и скульптурных композиций для города, в том числе статуй-фонтанов, частью хороших и оригинальных, частью не вполне удачных. Выполненные ею еще в 1939 году эскизы скульптурных композиций для нового Москворецкого моста «Дары земли», «Дары воды» были увеличены и выполнены в материале скульпторами. Ивановой и И. Зеленской и установлены в 1964 году в Лужниках перед спуском к реке. Их и сейчас можно отнести к числу лучших украшений столицы. Созданная Мухиной в 50-х годах аллегорическая статуя «Мир» венчает купол планетария в Волгограде, скульптурные фигуры студента и студентки фланкируют главный вход в повое здание МГУ.

Для И. С. Ефимова также было характерно умение связать свои декоративные скульптуры с окружением. В 1950-1952 годах скульптор создает сквозные рельефы «Лань», «Лань с ланенком», «Аптилопы». Один из таких рельефов был установлен в Зимнем саду Большого Кремлевского дворца, другие - в одном из санаториев и в курортном городке Цхалтубо. Произведения Ефимова воспринимаются не только как скульптурные изображения, но и как особые ограждения для парка; они являются своеобразными отметками, обозначающими границы парка, опушки леса и т. д. Особую их прелесть составляет узорность, сквозь которую проступает живой трепет растительности. На фоне живой природы контуры ланей и антилоп читаются легко, неожиданно. В реальном пространстве контур то исчезает, сливаясь с окружающим ландшафтом, то появляется вновь, рождая ощущение порыва, свободы.

Вечером, на фоне закатного неба, контуры животных насыщаются тревожной жизнью, как бы чутко выступают из леса. При этом происходит удивительная метаморфоза: контур обретает скульптурную форму. Этот тип ефимовских рельефов («скульптурная графика», по его собственному определению) дал начало целому направлению в развитии прорезных композиций в искусстве городского ансамбля.

Задачи ансамблевого решения ландшафта городской среды

Задачи ансамблевого решения ландшафта городской среды.  

В ряде возрождаемых из руин городов - в Севастополе, Киеве, Волгограде, Минске, некоторых районах Ленинграда - проявилось стремление выявить и подчеркнуть пластику ландшафта как одного из важных средств эмоционального воздействия на человека. В решении центральных ансамблей Волгограда (архитектор А. Мезенцев) можно найти масштабность, черты величия, отвечавшие пафосу победы, одержанной на берегах великой реки. Удачной в своей основе была пространственная планировка Крещатика в Киеве (авторы А. Власов, А. Добровольский, А. Малиновский, П. Петрушенко, 1952). Многоэтажные разновысотные здания вновь создаваемого главного проспекта столицы Украины ставились с некоторыми разрывами, открывавшими живописный рельеф местности. Как и в набережной Волгограда, здесь развивался принцип террасной композиции, возрождалась традиционная для Киева структура города, насыщенная зеленью, малыми архитектурными формами и многочисленными декоративными деталями.

Однако в целом задачи ансамблевого решения города в 40-х - начале 50-х годов только еще начинали разворачиваться. Наряду с удачными художественными решениями встречались примеры непродуманного, случайного, малохудожественного оформления городов.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Благоустройство и оформление городов СССРОб устранении излишеств в проектировании и строительстве, постановление ЦК КПСС 1955 года »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии