Статьи  >>  Архитектура и скульптура
От: marina51


Опубликовано: Ноябрь 19, 2010

Благоустройство и оформление городов СССР

Связь между микрорайонами обеспечивает скоростной транспорт. Следует заметить, что архитекторам и художникам приходится действовать обычно отнюдь не в идеальных условиях, создавая новое в старом. Это - величайшая проблема. Органически включаемые в существующую архитектурную и природную среду; новые архитектурно-декоративные детали призваны выполнять связующую роль в восприятии целого, осуществлять масштабный и психологический переход от архитектуры к человеку, от человека к природе, от старого к новому; вместе с тем современное дополнение, отражающее эту целостность, придает облику улиц, площадей особую художественную и жизненную наполненность, неповторимый облик.

Первое послевоенное десятилетие в нашей стране было периодом восстановления и реконструкции промышленности и жилищного хозяйства, строительства новых городов. Это было время большого общественного подъема. Слава недавней победы и подвигов народных как бы витала над проектами архитекторов. В своих планах восстановления городов они стремились по-своему, в архитектурных формах, передать этот пафос победоносно завершенной освободительной войны. Для этого создавались величественные административные здания с колоннадами, фронтонами, парадными лестницами и скульптурными монументами. Восстановление с самого начала шло в русле взглядов на архитектуру и декоративное искусство, сложившихся в предвоенные годы. Периметральная застройка улиц, замкнутые дворы, декорированные фасады определяли пространственную композицию. Градостроительство осуществлялось по принципу создания радиально-осевых ансамблей. Главным декоративным средством для придания им художественного вида служили архитектурные ордера, по центру улиц и площадей, на фронтонах и аттиках зданий устанавливалась скульптура.

Временные объекты малой архитектуры

   Производство декоративной пластики было стандартизовано. В массе своей декоративная скульптура отливалась из бетона и гипса и покрывалась ежегодно обновляемым слоем краски. Эта «массовка» рассылалась и устанавливалась по городам п селам, на железнодорожных станциях, школьных дворах, детских площадках и в парках. Повсюду можно было увидеть «пионера с трубой», «пограничника с ищейкой», «пловчих», «теннисисток», а в лесопарковых зонах и на дорогах - лесных жителей: «оленей», «лосей», а то и «медведя», раскрашенного под бронзу и серебро.

Временные объекты малой архитектуры, как правило, сооружались прочно, с избытком затрачиваемого материала и богато разделанными фасадами, по нередко с неудобными для работы помещениями. В послевоенное время доживали свой век отдельные павильоны, киоски и другие подобные постройки. В Киеве, например, можно было увидеть киоски 30-х годов, сооруженные в виде украинской избы со сложной многоскатной крышей разукрашенным керамикой фасадом. Тогда еще не пользовались словом «кич», но он здесь присутствовал.

В те годы в печати не раз поднимался вопрос о том, что в массе своей проблема уличного оформления и благоустройства находится вне сферы влияния художественной общественности. Ассортимент продукции, предназначенной для благоустройства и оформления города (скамьи, урны, вазы, плитки для обрамления уличных зеленых насаждений, решетки), выполнялся способом литья или ручной штамповки из строительного бетона по формам, изготовлявшимся для всех фабрик и мастерских страны. Это приводило к повсеместному распространению однообразия. Со временем был накоплен некоторый опыт, разработаны стандартизованные детали, допускающие вариантность уличного оформления.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Облик советских городовПластическая отделка жилых зданий СССР »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии