Статьи  >>  Архитектура и скульптура
От: marina51


Опубликовано: Ноябрь 19, 2010

Художественный анализ ансамбля города

   Естественно, что большие города, столицы представляют собой более сложные типы, включающие в себя множество специфических признаков. Учет всех факторов позволяет внимательнее отнестись к проектированию новых городов, к реставрации и восстановлению старых, помогает развить идею архитектурного синтеза, найти в нем место декоративному искусству.

В этом отношении показательны новые кварталы Ташкента, где наряду с многоэтажными жилыми домами возникли группы одноэтажных. Архитекторы учли многовековой народный опыт. Одноэтажные дома рассчитаны на одну большую семью, которых много в Ташкенте.

Конечно, какой бы правильный типологический ряд явлений ни выстроить, приведенная схема будет служить лишь подсобным средством в художественном анализе неповторимого облика города. Пропыленная зноем Астрахань расположилась на глади прикаспийских пустынь, над голубой бухтой Каспия навис гористым амфитеатром Баку, рядом с ним - совершенно уникальный случай города среди моря на сваях - Нефтяные Камни. Все три города - южные, на Каспии, но каждый еще издали обещает свое, неповторимое впечатление.

Художественный анализ ансамбля города и его декоративных компонентов включает в себя многообразные аспекты: это, во-первых, силуэт, долевой образ города; город при подъезде и въезде в него («ворота города»); затем отдельные его уголки, площади и улицы, которые можно изучать как своеобразные интерьеры под открытым небом. Достаточно вспомнить уютные маленькие площади Таллинна, Вильнюса, Еревана, Бухары. Таким же путем удобно анализировать торговые улицы с пешеходным и перекрытым транспортным движением, напоминающие Пассаж, или участки тротуарной зоны, где происходит «раскрытие» интерьеров наружу.

Система неравнозначных частей

   По-разному выглядит город утром, в деловое время суток, в полдень, в часы «пик», в будни и праздники. Большой город распадается на целую систему неравнозначных частей, одновременно и открытых и замкнутых в себе. Структуру города, если идти от общего к частному, будут составлять: город в целом с его архитектурой, ландшафтом и зеленым окружением; центральные магистрали, улицы и площади с их динамикой транспорта, потока людей, с подземными переходами (сюда же можно отнести и станции метро как нижние этажи города, где встречаются те же прохожие, что и на улицах); здания с их фасадами, лестницами, декоративно-пластическими деталями, витринами, вывесками (то, что обычно относят к «первому этажу» города). Затем - статичные или передвижные элементы оформления улиц и площадей или «малая архитектура»: фонтаны, киоски, павильоны, рекламные тумбы, плакатные щиты, фонари, почтовые ящики, телефонные будки, транспортные остановки и указатели, различного рода автоматы, игровые и спортивные площадки. Все это интегрируется в целостном художественном облике города. Среди других его компонентов следует особо выделить относительно самостоятельную монументальную архитектуру, пластику и живопись, городскую и парковую декоративную скульптуру, декоративные панно, мозаики, фрески на фасадах домов, вазы и другие пластические элементы убранства.

Чем ближе к городу, его «воротам», тем больше далевой образ города сменяется конкретными перспективами, глубинными пространственными прорывами, дающими место площадям, улицам, зелени и различным пластическим деталям: здесь видна древняя кладка Китайгородских укреплений, там легкое ажурное ограждение, заворачивающее поток пешеходов на тротуар.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Признаки отличия городовОблик советских городов »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии