Художник Серебрякова Зинаида Евгеньевна, картины и биография

(1884, имение Нескучное Белгородского уезда Курской губ. — 1967, Париж). Живописец, график.

Серебрякова Зинаида Евгеньевна

Зинаида Серебрякова (урожденная Лансере) выросла в семье с художественными традициями: она — дочь скульптора Е.А. Лансере и Е.Н. Бенуа, сестра художника Е.Е. Лансере, племянница художников Альберта и Александра Бенуа. В 1886 после ранней смерти отца будущая художница переехала с матерью и братом в дом деда. С детства она писала акварелью, которая была чем-то вроде «семейной профессии». Постепенно рисование стало любимым занятием, при этом Зинаида особенно упорно разрабатывала отдельные мотивы — это будет характерной чертой на протяжении всего творчества. На нее особое впечатление произвели рассказы об Италии и шедеврах Ренессанса, а также увлечение А.Н. Бенуа творчеством А.Г. Венецианова, которое он буквально «открыл» для зрителей рубежа XIX и XX вв. После окончания гимназии в 1901 последовала учеба в Рисовальной школе М.К. Тенишевой у И.Е. Репина. Однако из-за слабости здоровья пришлось на время отказаться от поступления в какое-либо специальное художественное заведение и на лето уехать с матерью и сестрами в Италию, где удалось воочию познакомиться с наследием мастеров Возрождения. В 1903-1905 Серебрякова занималась в мастерской О.Э. Браза и копировала в Эрмитаже картины старых мастеров.

В 1905-1906 она училась в Париже в Академии Гранд Шомьер. В Париже на художницу особо сильное впечатление произвели работы О. Ренуара и Э. Дега. По возвращении из Парижа она сразу уехала в имение Нескучное, где долго прожила почти безвыездно. Здесь Серебрякова устраивала праздники для крестьянских детей и для своих, снова писала много этюдов на крестьянскую тему и пейзажи. В это время она обратилась к масляной технике, начала тщательно прорабатывать детали, светотеневую моделировку, сказались впечатления от искусства «старых мастеров». Однако в 1909 появиласъ работа, которая разительно отличается от всего того, что было сделано раньше. Это автопортрет в зеркале «ЗА ТУАЛЕТОМ» (ГТГ). Сложно поверить, что он написан зимой, и художница оставила воспоминания об этой работе: «Зима в этот год наступила ранняя, все было занесено снегом, но в доме тепло и уютно, и я начала рисовать себя в зеркале». Произведение в том же году было приобретено в числе нескольких работ на крестьянскую тему Третьяковской галереей с выставки Союза русских художников. Критика отмечала радость, «улыбку во весь рот» искусства художницы. Сама она также говорила о необыкновенном счастье тех лет в искусстве и в жизни — у Серебряковой было четверо детей, и свою радость жизни она переносила в портреты близких людей: O.K. Лансере (1910), Н.Г. Чулковой {1910), портрет матери Е.Н. Лансере (1912). Она не работала на заказ, и ей позировали только близкие люди. В портретах Серебрякова, остро чувствуя индивидуальный характер модели, в то же время придавала ей черты искомого идеала, который внешне был похож на саму художницу, — так появился «серебряковский» тип. Несколько особняком стоит работа «ПЬЕРО. АВТОПОРТРЕТ В КОСТЮМЕ ПЬЕРО» (1911), в котором Серебрякова подобно художникам объединения «Мир искусства» создала свой театрализованный образ.

В 1912-м году художница вступила в «Мир искусства». В этот период поисков путей дальнейшего развития русского искусства, появления большого количества авангардных течений А.Н. Бенуа и Е.Е. Лансере видели будущее русского искусства в обращении к классике, многие мастера работали в монументальной живописи. Для этого нужно было возродить культ человека в искусстве, единства духовной и телесной красоты, как это было в античности и Ренессансе. Близкий к «Миру искусства» критик С. Маковский писал, что «нагота человека представляет для современной живописи основу всякого синтеза, вдохновенного стиля, монументальной идеализации». Серебрякова словно впитала все эти тенденции, и в 1910-х в ее творчестве стали появляться произведения монументально-эпического характера («КУПАЛЬЩИЦА», 1911; «БАНЯ», 1913). Кроме того, она хотела создать образ совершенной человеческой пластики. Натурщицами служили молодые крестьянки, но индивидуальные черты Серебрякова типизировала. В этих работах особенно заметно влияние «купальщиц» А.Г. Венецианова — в 1911 в Русском музее открылась выставка его произведений.

Весной 1914 года художница приступила к полотну «ЖАТВА», работа над которым продолжалась до 1915. года В это время она снова посетила Италию, и впечатления от искусства мастеров Возрождения оказали влияние на решение этого произведения. Удачные фрагменты забракованных ею полотен художница сохраняла и превращала в самостоятельные произведения («ДВЕ КРЕСТЬЯНКИ», 1914; «КРЕСТЬЯНЕ», 1914; «КРЕСТЬЯНКА С КВАСНИКОМ», 1915). Следующим монументальным произведением стала картина «БЕЛЕНИЕ ХОЛСТА» (1917), над которой Серебрякова тщательно работала два года. Удачи в области монументальных образов не остались незамеченными: в 1915 Серебрякова были приглашена участвовать в росписях Казанского вокзала в Москве. Общий план оформления был разработан А.Н. Бенуа. В его основе лежала мысль о том. что Казань находится между Европой и Азией, Серебряковой были предложены четыре аллегорических панно «Индия», «Турция», «Сиам», «Япония». Она выполнила их в виде прекрасных обнаженных женщин. Однако по вине правления Казанской железной дороги работа завершена не была. С середины 1910-х в творчестве Серебряковой особое значение приобрела тема детей. В 1914 она исполнила групповой портрет своих детей - «ЗА ОБЕДОМ» (1914). Полны прелести и обаяния образы детей, созданные Серебряковой и в более позднее время: «КАРТОЧНЫЙ ДОМИК», «МАЛЬЧИКИ В МАТРОССКИХ ТЕЛЬНЯШКАХ» (обе - 1919).

В 1919-м Серебрякову постигло горе: она потеряла горячо любимого мужа (Б.Н. Серебряков умер от тифа) и осталась в 35 лет вдовой с четырьмя детьми. В 1920 она служила в недавно организованном Археологическом музее в Харькове, созданном на базе Харьковского университета, писала портреты сотрудников музея на фоне экспонатов, мечтала написать картину «Нарцисс и нимфа Эхо». Осенью она вернулась в Петербург, так как была приглашена на должность профессора Академии, поселилась в квартире деда, писала портреты близких, автопортреты. Из-за сложностей с масляными красками и темперой Серебрякова обратилась к пастели.

В 1920-х художница заинтересовалась балетом и создала последнюю значительную серию работ — портреты балерин Государственного академического театра оперы и балета, а также картины, посвященные сценам закулисных приготовлений.

В 1924 с помощью А.Н. Бенуа Серебрякова выехала во Францию и осталась в Париже. В 1925-м году к ней присоединился сын Александр, в 1928 — дочь Екатерина, с остальными детьми художница оказалась разлучена. Она много работала на заказ и стала известна как мастер женского и детского портрета, но получаемых гонораров едва хватало на жизнь. У Серебряковой не было ни мастерской, ни натурщиков, и многим замыслам не суждено было осуществиться. После выставки в 1928-м в Брюсселе Серебрякова получила заказ от барона Броуэра и для работы над портретом его жены и дочери посетила с ними Марокко, где написала также работы о жителях этой страны. Только незадолго до смерти состоялась первая выставка работ Серебряковой в СССР - в 1965-м году.

по материалам  [ 1, 5 ] см. Список литературы

1. Автопортрет Зинаиды Серебряковой в костюме Пьеро
Серебрякова Зинаида Евгеньевна


2. Автопортрет с дочерьми
Серебрякова Зинаида Евгеньевна


3. Купальщица
Серебрякова Зинаида Евгеньевна


4. За завтраком
Серебрякова Зинаида Евгеньевна


5. Беление холста
Серебрякова Зинаида Евгеньевна


6.
Серебрякова Зинаида Евгеньевна


7. Обнажённая
Серебрякова Зинаида Евгеньевна


8. Ферма Френель
Серебрякова Зинаида Евгеньевна


9.
Серебрякова Зинаида Евгеньевна


10. Отдыхающая негритянка. Марракеш
Серебрякова Зинаида Евгеньевна


11. Нимфа правосудия
Серебрякова Зинаида Евгеньевна


12.
Серебрякова Зинаида Евгеньевна

см. также: эротическая живопись Зинаиды Серебряковой

Биографии других российских художников начала 20 века:





Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.