Опубликовано: Сентябрь 7, 2011

выставка: Шедевры ХХ века из коллекции Института современного искусства Валенсии (IVAM) 

08.06.2011 – 06.10.2011

Московский музей современного искусства на Петровке

 

Коллекция IVAM дает обширное представление как о достижениях авангарда первых десятилетий ХХ века, так и обо всех художественных течениях послевоенного времени.

Джеймс Розенквист картина <Гвозди>, 1973 год

Гастроль эта - не самое яркое событие Года Испании, на фоне Прадо в Эрмитаже, - не то чтобы поражает воображение. Зато она крайне поучительна: лучшие вещи из своего собрания демонстрируют в Москве не сокрушающие великолепием элитные монстры вроде МоМА или Помпиду. Валенсийский институт - скромнее и очень близко к нашей реальности. Первый в Испании музей современного искусства образован был относительно недавно, в 1989 году, раньше столичного Музея Королевы Софии. Он стал родоначальником множества себе подобных коллекций, в которых долго жившие в политической и культурной изоляции граждане могут увидеть собственное искусство вписанным в мировой контекст: были, оказывается, в Испании и поп-артисты, и всякого рода абстракционисты. Организаторы выставки с гордостью показывают не только работы всемирно известных, хорошо представленных в музеях разных стран международных звезд: Пикассо, Дали, Миро. Начинается экспозиция со странных рисунков железом, пустотных, обнажающих каркасы произведений Хулио Гонсалеса, каталонского скульптора, в отличие от своего друга Пикассо прославившегося лишь после смерти. Сейчас его скульптуры стоят миллионы на аукционах, а в IVAM огромную коллекцию его произведений - скульптуры, живопись, графику - передали в дар наследники.

Испанцы по тем же причинам, что и россияне, слегка опоздали к основному разбору шедевров модернизма, а когда спохватились - цены взлетели до небес. И все-таки в музее достойно представлены и коллажи Александра Родченко, и конструкции Антуана Габо и Наума Певзнера, работы Курта Швиттерса и Ласло Мохой-Надя. Следующие десятилетия приобретать было легче - так что обязательная программа любого музея современного искусства вышла ровной: Энди Уорхол, Рой Лихтенштайн, Джаспер Джонс, Роберт Раушенберг... Все, как положено, с поправкой на национальную специфику в виде Энтони Тапиеса.

Взгляд на искусство ХХ века IVAM не очень отличается от множества других - и причина не только в проклятой глобализации. Везде в мире музей сегодня - столп и утверждение ценностей цивилизации. Но так получилось, что в Испании современное искусство стало еще и одним из ключевых элементов модернизации, способом освоения мировой культуры недавно еще отставшим от общего мирового пути закрытым, тоталитарным государством. В Испании таких музеев много. В России до сих пор - ни одного.
 
источник: ( 13 )

От: Бирюкова Ирина







Похожие темы


----------------------------



Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


« Вернуться

"Художники Серебряного века" из собрания Харьковского музея »