От: Бирюкова Ирина
Опубликовано: Июль 16, 2009

Лебедев Владимир Васильевич

(1891, Петербург - 1967, Ленинград). Живописец, график, художник театра.

 

Лебедев Владимир Васильевич (автопортрет, 1939)

Лебедев Владимир Васильевич (автопортрет, 1939)  ( ист. rulex.ru )

 

  В.В. Лебедев в 1910—1911 учился в мастерской батальной живописи Ф.А. Рубо в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петербурге, а в 1912 — в частной мастерской М.Д. Берштейна. Лебедев вошел в историю отечественного искусства прежде всего как основоположник и классик советской графики. Еще до Октябрьской революции он сотрудничал с такими известными журналами, как «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». После революции заслуженную славу мастеру принесли иллюстрации к детским книгам, в первую очередь к сочинениям С.Я. Маршака: «Мороженое», «Вчера и сегодня», «О глупом мышонке», «Цирк» (все - 1925), «Багаж» (1926). «Мистер Твистер» (1933), «Детки в клетке» (1952), «Тихая сказка» (1958). Не меньшей известностью пользовались станковые рисунки (серии «Панель революции», 1922; «Новый быт», 1924; «Любовь шпаны», 1925—1927;. «НЭП», 1926-1927; цикл, посвященный   танцовщицам, 1927; многочисленные : жения обнаженной натуры, а также девушек с букетами, 1933 и др.). И хотя, по признанию самого художника, рисунок является более значимой частью его творчества, чем живопись, живописные картины Лебедева являются подлинными жемчужинами художественного наследия мастера. Незабываемое впечатление на Лебедева произвела грандиозная выставка «Сто лет французской живописи (1812-1912)», проведенная в Петербурге в связи со 100-летием Отечественной войны  1812 года, где демонстрировалось около тысячи картин и рисунков. По справедливому утверждению Н.Н. Лунина, автора первой монографии о Лебедеве, богатейший опыт французских мастеров был для молодого художника огромным опытом жизни, а не только опытом школы, и он разумно использовал этот опыт не для того, чтобы развивать свою индивидуальность, а что сделаться более совершенным художником». Не меньшее значение для творческого формирования имело тесное общение Лебедева с представителями новых, уже постимпрессионистических направлений русской культуры 1910-х — с Б.Д. Григорьевым, В.Е. Татлиным и с теми, кого причисляли к течению «конструктивный реализм» - с И.А. Пуни, Н.И. Альтманом и А.Е. Каревым. В период раннего творчества в своих живописных произведениях Лебедев не выходил за рамки формального эксперимента, поисков средств наибольшей выразительности, свидетельством чему такие работы, как «НАТЮРМОРТ С ПАЛИТРОЙ». (1919), «КОФЕЙНИК, ЛОЖКА, КРУЖКА» (1920), «МАНЕКЕН» (1921), «ГЛАДИЛЬЩИЦА» (1921), «КУБИЗМ № 1», «КУБИЗМ № 2» (1922), «КУБИЗМ. ПРАЧКА» (1922) и др. Это справедливо и по отношению к произведениям Лебедева, связанным со злободневной тематикой, выполненным клеевой краской: «ТОРГОВКА», «МАРОДЕР», «ДЕМОНСТРАЦИЯ», «НА СТРАЖЕ ОКТЯБРЯ», «АПОФЕОЗ РАБОЧЕГО» (все - 1920), «РЕЗКА ЖЕЛЕЗА», «ЛИТЬЕ» (обе - 1920-1921).

 Живописные работы Лебедева, созданные в период с конца 1920-х до 1958, когда были написаны последние портреты и натюрморты, относятся как бы к сугубо приватной интимной сфере, не претендующей на широкий общественный резонанс. В это время художник реализовался в так называемых малых жанрах: портрете, натюрморте, «ню». Среди произведений той поры немало истинных шедевров, подобных таким полотнам, как «ЖЕНЩИНА С МАНДОЛИНОЙ» (1927), «ДЕВУШКА С КУВШИНОМ» (1930), «ЖЕНЩИНА С ГИТАРОЙ» (1930), «ОБНАЖЕННАЯ НАТУРЩИЦА» (1936), «НАТЮРМОРТ С БУТЫЛКОЙ», «ГИТАРА С РЮМКОЙ» (оба - 1930), «КОРЗИНА    С    ФРУКТАМИ» (1931), «НАТЮРМОРТ С ПАЛИТРОЙ» (1932), «ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ» (1946), «ПОРТРЕТ Н.С. НАДЕЖДИНОЙ» (1927), «ПОРТРЕТ ХУДОЖНИЦЫ Т.В. ШИЩМАРЕВОЙ» (1934), «ПОРТРЕТ С.Д. ЛЕБЕДЕВОЙ» (1935), «ПОРТРЕТ К ГЕОРГИЕВСКОЙ» (1937), «ПОРТРЕТ А.А. САЛТЫКОВОЙ» (1951). Эти картины отличаются приверженностью к устойчивым, издавна облюбованным и тщательно выверенным композиционным построениям, созвучием с лучшими произведениями французских мастеров конца XIX -начала XX в., в частности О. Ренуара; они привлекают разнообразием и изысканностью живописно-декоративной разработки поверхности холста, а, главное, почти романтическим, далеким от общепринятого и официально всячески поощряемого, образом нового советского человека. Созданные Лебедевым образы, как правило женские, наполнены личным очарованием, теплотой, чувственностью.

 Произведения Лебедева хранятся в ГТГ, ГРМ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, во многих музейных и частных собраниях России и ряда зарубежных стран. В 1918-1921 Лебедев был профессором Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских. В 1918 он стал членом объединения «Союз молодежи», в 1921-1922 участвовал в деятельности «Объединения новых течений в искусстве», в 1926 вступил в объединение «Четыре искусства».
Лебедев являлся членом-корреспондентом Академии художеств СССР, народным художником РСФСР.

по материалам  [1, 4] см. Список литературы