От: Бирюкова Ирина
Опубликовано: Июнь 25, 2009

Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович

(1870, Саратов - 1905, Таруса). Живописец.
 
 Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович
 
 
  Художник родился в семье железнодорожного служащего. Эльнидифор Борисович, отец художника, в прошлом крепостной, до двадцати двух лет неграмотный, в короткий срок приобрел знания и спустя несколько лет уже числился бухгалтером. Мать, Евдокия Гавриловна, была дочерью владельца живописной и переплетной мастерской. В 1873 случилась беда. Резвый и подвижный Виктор Мусатов, упав со скамейки, повредил спину. На всю жизнь он остался «с прекрасной, гордо вознесенной головой и горбатым туловищем». Болезнь отложила отпечаток на мироощущение художника, на его мечтательность, самоуглубленность, сосредоточенность, но не сделала его пессимистом и мизантропом, наоборот, он до конца своих дней оставался человеком энергичным, общительным. Увлечение рисованием началось очень рано, а первоначальные профессиональные навыки будущий художник  получил  в   1883—1890 в студии В.В. Коновалова, выпускника Академии художеств. Полученных знаний оказалось достаточно для поступления в МУЖВЗ, где Мусатов учился с перерывом с 1890 по 1895. В 1891, прервав обучение в Училище, он уехал в Петербург и поступил в Академию художеств. При поступлении он добавил к фамилии Мусатов первую часть — Борисов, но отчеству отца. В Академии на художника большое влияние оказал строгий и взыскательный П.П. Чистяков. Борисов-Мусатов много работал в Эрмитаже, где копировал работы Веласкеса, Веронезе, Ван Дейка. Однако обострение болезни заставило покинуть сырой Петербург. Вернувшись в Москву, Борисов-Мусатов возобновил занятия в МУЖВЗ, но уже весной покинул Училище и летом отправился путешествовать по Крыму и Кавказу, а осенью 1895 уехал в Париж, где начал заниматься рисунком в мастерской Ф. Кормона (1895-1898).
 
 
Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович
 
В.Э. Борисов-Мусатов. Автопортрет с сестрой. 1898. Холст, масло. 143x177. ГРМ
 
 1894 год был этапным в творчестве Борисова-Мусатова. Летом была написана картина «МАЙСКИЕ ЦВЕТЫ» (ГТГ) — самая значительная работа ученических лет. На фоне радостной майской зелени играют в мяч девочки. Художник смог запечатлеть остановившееся движение. При всей декоративности работе свойственна гармония, предвосхищающая будущие полотна. Два года, проведенные в Париже, обогатили Борисова-Мусатова. «Мои художественные горизонты расширились. Я получил возможность грезить глубже, идти дальше», — писал он. В 1897 художник задумал композицию, посвященную материнству, гармоническую идиллию в традициях Пюви де Шаванна, воспевающую молодость, цветущую весну и солнце — главный источник жизни. Художник написал много подготовительных работ — «ДЕВУШКА С АГАВОЙ», «ДАМА В КАЧАЛКЕ», «АГАВА», «В ПАРКЕ» (все 1897, ГТГ), однако работа не была закончена. На 1898 приходится возвращение из Парижа в Саратов и период упорных поисков. Появляются работы совершенно иного плана. Это сочиненные композиции в лирико-романтическом духе, в которых уже наметилось мусатовское элегическое настроение. Старинные усадьбы, кавалеры и дамы в столь же старинных одеяниях. Художник создает свой мир, идеальный и мечтательный. В отличие от произведений художников объединения «Мир искусства», воссоздававших «облик» определенной исторической эпохи, Борисов-Мусатов писал «просто красивую эпоху» вне времени и пространства, противоположную прозе жизни. Новый этап в творчестве Борисова-Мусатова приходится на 1899— 1900 годы. Взяв за основу символическую доктрину о музыке как «первооснове жизни и искусства» художник стремился приблизить живопись к музыке, построить композицию по законам контрапункта, привести все элементы к единству и гармонической согласованности. В 1901 была написана картона «ГОБЕЛЕН» (ГТГ), в основе которой — поэтические впечатления от посещения старинной усадьбы XVIII в. Зубриловки. Моделью послужила сестра художника Елена. Борисов-Мусатов запечатлел ее во многих своих работах. Художественная структура картины действительно напоминает гобелен. Все элементы картины написаны в одинаковой манере, живописно равноценны — и фигуры девушек в застывшем движении, и старинный дом, и зелень, и дорожка. Художник создал живописную элегию, «мотив без слов». В 1902 Борисов-Мусатов написал большое полотно «ВОДОЕМ» (ГРМ) - главное произведение в его творчестве. Этот год был самым счастливым в жизни мастера. Возобновились отношения с любимой девушкой — Еленой Владимировной Александровой, на которой художник женился в следующем году. На картине «ВОДОЕМ» изображены самые дорогие Борисову-Мусатову женщины — невеста и сестра. Если «ГОБЕЛЕН» — воплощение отвлеченной мечты, то «ВОДОЕМ» навеян живыми впечатлениями. Необычна композиция работы. Высокий горизонт, уходящий за пределы холста, придает определенную замкнутость пространству, вся плоскость картины воспринимается как единое целое. Каждая деталь, каждый мазок глубоко прочувствованы художником, призваны выразить глубокий душевный лиризм, «идею гармонии». Картины «ГОБЕЛЕН» и «ВОДОЕМ» стали событием в русском искусстве 1900-х, они оказали большое влияние на становление символизма в русской живописи. Борисов-Мусатов сформулировал новые принципы обобщения, декоративного синтеза, который он «наполняет большим человеческим содержанием», — писал К.С. Петров-Водкин. В живописи Борисова-Мусатова проявились элементы стилистики модерна — нового художественного стиля, получившего свое развитие на рубеже XIX— XX вв. Произведения художника свидетельствовали о том, что в русскую художественную культуру вошел замечательный мастер живописного символизма.
 
В.Э. Борисов-Мусатов. Изумрудное ожерелье. 1903-1904. Холст, темпера. 125x214,3. ГТГ
 
В.Э. Борисов-Мусатов. Изумрудное ожерелье. 1903-1904. Холст, темпера. 125x214,3. ГТГ
 
  В 1903—1904 появились первые в творчестве художника многофигурные композиции - «ИЗУМРУДНОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ» и «ПРИЗРАКИ». Первую картину художник называл «языческой картиной». В ней с наибольшей силой проявилось чувственное восприятие земной красоты. Основу композиции составляет волнообразный ритм движения «хоровода» девушек. Их наклоненным головкам,   плавному   скольжению фигур вторят цветы и зелень. Природа и человек слиты воедино. В «ИЗУМРУДНОМ ОЖЕРЕЛЬЕ» -радость весны, в «ПРИЗРАКАХ» — тоска, ощущение быстротечности бытия. В сумраке раннего утра, как мираж, встает усадьба Зубриловка, которая изображена и в «ГОБЕЛЕНЕ», и в «ВОДОЕМЕ». Бесплотными «светлыми» силуэтами исчезают в ней прежние ее обитатели, шлейф старинного платья слева — ускользающая тень, которая увлечет за собой и последний призрак — юную деву. Зыбкая живописная структура картины напоминает отражение в воде. «ПРИЗРАКИ» — последняя картина из написанных в Саратове.
 
 В 1903 Борисов-Мусатов поселился в Подольске под Москвой, а в 1905 — в Тарусе. В этот период художник работал над эскизами декоративно-монументальных росписей. Последним произведением художника является картина «РЕКВИЕМ» (1905, ГТГ). Он посвятил ее памяти друга — Надежды Юрьевны Станюкович, потрясенный ее смертью. Художественное решение картины глубоко символично. Здесь реальные люди — жена, сестра, сама Надежда Станюкович — предстают как призраки-тени. Каждый персонаж повторен дважды, в разном эмоциональном состоянии. Вереница женщин-призраков кружится вокруг центральной фигуры умершей. Во время работы над картиной Борисов-Мусатов умер. Он похоронен на высоком берегу Оки. Надгробие в виде спящего на постаменте мальчика выполнено скульптором А.Т. Матвеевым. Символическая фигура — жизнь есть сон, сон — продолжение жизни — передает смысл творчества Борисова-Мусатова.

по материалам  [1] см. Список литературы