От: Бирюкова Ирина
Опубликовано: Июль 3, 2009

Чекрыгин Василий Николаевич

(1897, Киев - 1922, Москва). Живописец, график, теоретик искусства.

 

Василий Чекрыгин, автопортрет

1920? Василий Чекрыгин, автопортрет

  В.Н. Чекрыгин родился в семье приказчика. После окончания городского училища он обучался в иконописной мастерской при Киево-Печерской лавре. В четырнадцать лет юноша уехал в Москву и поступил в МУЖВЗ, которое покинул в конце 1913. Летом 1914 совместно с Л.Ф. Жегиным художник путешествовал по Франции, Германии и Австрии. Более всего Чекрыгин ценил древнерусское искусство и творчество Андрея Рублева, а во время пребывания в Европе его внимание привлекли такие имена, как Фидий, Эль Греко, ф. Гойя, Рембрандт, Мазаччо, Джотто, Я. Тинторетто, Леонардо да Винчи и Поль Сезанн. В 1915 Чекрыгин записался вольноопределяющимся в армию, участвовал в боях под Двинском. Несколько раз по болезни его эвакуировали в тыл, и летом 1917 он возвратился в Москву. В течение года Чекрыгин служил в художественной комиссии Совета солдатских депутатов, в 1918 преподавал живопись в Доме искусств Сокольнического района, затем вновь пошел на военную службу в Высшую школу военной маскировки. За короткий период из нескольких лет Чекрыгин в своих творческих поисках прошел путь от футуризма, который сыграл большую роль в формировании его художественных принципов, до синтетического монументального искусства. Увлеченный кубистическими опытами Пикассо, он писал в духе кубизма (1912-1913), а через некоторое время уже восхищался А.А. Ивановым и М.А. Врубелем, участвовал в ученической выставке, представив портрет «ПОДРАЖАНИЕ ЭЛЬ ГРЕКО И СЕЗАННУ» (1913), иллюстрировал сборник стихотворений В.В. Маяковского «Я» библейскими сценами. В 1914 году на программной выставке группы М.Ф. Ларионова «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» Чекрыгин показал кубистические работы. В 1920 художник работал в Детском театре, сделал прекрасные эскизы к постановке «Принцесса Турандот», участвовал в оформительской работе по украшению Москвы к революционным праздникам.

 

 В.В. Чекрыгин. Судьба. 1922. Холст, масло. 143x107,5. Государственный Русский музей

 В.В. Чекрыгин. Судьба. 1922. Холст, масло. 143x107,5. Государственный Русский музей

 

  Чекрыгин прожил короткую жизнь — всего 25 лет, но за это время сумел сделать невероятно много и в теоретическом, и в практическом отношении. Подростком он дружил с людьми на несколько лет старше себя и поражал их широтой эрудиции, зрелостью и точным знанием целей, которые перед собой ставил. В художественной жизни рубежа 1910-1920-х творчество, теоретическая работа, самая личность Чекрыгина занимают совершенно особое, значительное место. Его интересовали общие проблемы философии искусства, курс которой он предполагал читать во Вхутемасе, но ему «было в этом отказано. Сохранились лишь записи художника на эту тему. Конкретное выражение теоретическая позиция Чекрыгина получила в манифесте объединения «Маковец» («Искусство и жизнь»), названном «Наш пролог». Чекрыгин был идейным вдохновителем группы. Художников объединяло стремление к высокому синтетическому искусству, к монументальным формам. В манифесте говорилось: «Мы ценим то высокое чувство, которое порождает искусство монументальное. Мы знаем, что монументальным искусство становится, лишь овладев высшей степенью мастерства. Отсюда нашей задачей является обратить чувство в представление, найдя пределы взаимоотношения стороны материальной  (формы)  с духом. 

  Жизненный путь русского художника, к сожалению, оборвался очень рано. В девятнадцать лет Чекрыгин,  попав под поезд, трагически погиб.

по материалам  [1, 3, 4] см. Список литературы 



https://mprestige.com.ua/zhenskie-sumki-c-299.html