От: Бирюкова Ирина
Опубликовано: Май 18, 2009

Кандинский Василий Васильевич

(1866. Москва - 1944, Нейисюр-Сен, Франция). Живописец, график, теоретик искусства.
 
Кандинский Василий Васильевич
 
 Творчество В.В Кандинского занимает особое место в истории не только русского, но и мировогс искусства. Наследие художника принадлежит в равной степени к русской и немецкой художественной школе Его считают родоначальником абстракции в изобразительном искусстве, Кандинский родился в семье коммерсанта. Род Кандинских восходит к вогульским (манси) князьям. Прадеды художника, братья Хрисанф и Алексей Кандинские, принимали в своем доме в Бянске сосланных в Забайкалье декабристов - С. Волконского, Е. Оболенского, братьев А. и Н. Муравьевых. В 1871 семья Кандинских переехала в Одессу. Здесь будущий художник учился в  классической гимназии, занимался музыкой и живописью. В 1885 Кандинский поступил на юридический факультет Московского университета, где с увлечением занимался на кафедре политической экономии и статистики. Студентом 4-го курса в 1889 Кандинский принял участие в научной экспедиции па Север России в Вологодскую губернию. Во время этой экспедиции он собирал материал по уголовному праву и языческим верованиям. После окончания университета в 1893 г. Кандинский остался на кафедре для защиты диссертации, но не завершил ее и отказался от профессорской должности в Дерптском университете. Все это ради того, чтобы отправиться в Мюнхен, в знаменитую школу Антона Ашбе (1896). Германия всегда была близка Кандинскому, он с детства свободно говорил и писал по-немецки, увлекался поэзией Гёте, философией Фихте и Шеллинга. В 1898 г. он пытался поступить в Мюнхенскую Академию художеств, но его постигла неудача, затем занимался самостоятельно и в 1900 году стал студентом. В Мюнхенской Академии. Кандинский учился у знаменитого Франца Штука, и труднее всего ему давались натурные этюды. Во время обучения он основал художественное общество символистов «Фаланга» (1901 — 1904) и в течение двух лет был его председателем, преподавал в школе при этом объединении, участвовал в Берлине в выставке Сецессиона, а в 1902 году начал сотрудничать с петербургским журналом «Мир искусства», где вел страничку, посвященную художественной жизни Германии, — «Письма из Мюнхена». Кандинский оказался в Германии во время расцвета немецкого искусства «модерн» - «югенд-стиля». В своих гравюрах 1900-х художник непосредственно следовал эстетике этого направления («НОЧЬ», 1903; «ПРОЩАНИЕ», 1903: «ЗЕРКАЛО», 1907; «ЗОЛОТОЙ ПАРУС», 1909; «СКАЛА», 1908-1909 гг.).
 
 В 1903—1907 годах художник путешествовал по Европе, побывал в Тунисе. Это было время его активных творческих поисков, когда самые разнообразные тенденции находили отклик в его творчестве. Кандинский писал пейзажи с натуры («Улица, освещенная солнцем», Одесский художественный музей; «Красная церковь»; «Река летом»; «Река осенью», все - в ГРМ), однако в этих работах он значительно большее внимание уделял цвету, чем форме. Художник делал попытки следовать ретроспективным тенденциям «Мира искусства» и писал картины на старинные сюжеты («Дамы в кринолинах», 1909). В некоторых работах он следовал за И.Я. Билибиным и отображал сцены из жизни Древней Руси («Русская крсавица » . 1903 г.; «Влюбленная пара», 1907; «Пестрая жизнь», 1907 г.). Художник отдал дань югендстилю( «СИНИЙ ВСАДНИК», 1903). Свои работы Кандинский выставлял в парижском Осеннем салоне и Салоне Независимых, а также в Новом обществе художников. Во время приездов в Москву в 1904-1906 г.он вместе с М.Ф. Ларионовым ходил по рынкам в поисках лубков, которыми заинтересовался еще в Мюнхене, и составил собрание этих произведений. Не только лубок, но и русская икона оказала влияние на творчество художника. Так, полотно «ГЕОРГИЙ» (1911) написано по мотивам Георгия Победоносца, а легенда об огненном восхождении Ильи-пророка получила отражение в картине «ВСЕ СВЯТЫЕ I» (1911). В 1907 году Кандинский возвратился в Германию и поселился в небольшом селении Мурнау в Баварских Альпах. Здесь он увлекся немецким искусством иконы на стекле и написал картину на стекле «ВСЕ СВЯТЫЕ II». В это же время художник работал над  теорией беспредметного искусства. Идея Кандинского об особых выразительных возможностях пятна, линии и орнаментального построения изображения восходит к искусству югендстиля. Он развил принципы этого искусства и на первый план в цветовой композиции выдвину; пятно. В этом положении заключалось принципиальное отличие концепции беспредметного искусства Кандинского от «геометрической» тенденции, распространенной в России. Свою теорию Кандинский сформулировал и изложил в научной форме в книге «О духовном в искусстве», написанной в 1910 году и изданной в 1911 — 1912 гг.. Выдержки из книги в 1911 г. на Всероссийском съезде художников зачитал Н.И. Кульбин, с которым они состояли в переписке и обсуждали вопросы возможного сотрудничества. В 1909 Кандинский воплотил в жизнь идеи художественных связей и создал Новое мюнхенское художественное общество для экспонирования новаторских работ, не принятых на Сецессион. Его членами стали немецкие и русские художники. В 1911 году из-за эстетических разногласий он вышел из этого общества и вместе с Ф. Марком создал объединение «Синий всадник», в которое вошли французские, немецкие и русские мастера. В выставке объединения в 1912 года приняли участие Н.С. Гончарова, М.Ф. Ларионов и К.С. Малевич, а Кандинский, в свою очередь, принял участие в экспозиции «Бубнового валета» того же года. Творческие поиски художника в этот период были сосредоточены в области тона и цвета («В печатление III. Концерт», 1911; «Импровизация № 7», 1910; «Композиция IV», 1911). Он разработал систему образов, которые вызывают цвета, и опубликовал ее в виде таблиц в работе «О духовном в искусстве». Так, желтый цвет у него ассоциировался с безумием, голубой -с небесным спокойствием («Синяя гора», 1908-1909 гг.), зеленый - с коровой на лугу, красный -с энергией. В 1910-е Кандинский на основе своей теории создал серию беспредметных картин («Черные линии», 1913; «Белый овал», 1919 г.; «В сером», 1919 г.). В 1914 г. с началом Первой мировой войны Кандинский вернулся в Россию и поселился в Москве. Здесь он познакомился со своей будущей женой Н.Н. Андреевской, и полотно «Москва I (Красная площадь)» (1916) стало своеобразным памятником их встрече.
 
 После революции 1917 года Кандинский, как и многие деятели искусства, занимался преобразованиями в области культуры. В январе 1918 года он вошел в коллегию и Международное бюро московского отдела ИЗО Наркомпроса, в 1919 году стал одним из организаторов и ученым секретарем Музея живописной культуры в Петрограде. В 1920 году Кандинский стал директором Института художественной культуры (Инхук) в Москве, разработал его программу и руководил секцией монументального искусства, но вскоре оставил институт из-за внутренних разногласий. В 1920 он был избран профессором Московского университета, а в 1921 — вице-президентом Российской Академии художественных наук, где возглавлял физико-психологическое отделение. В том же году на заседании научно-художественной комиссии при Государственном художественном комитете Кандинский изложил свою теорию живописи. Он выделил основные положения живописного изображения, которые следует изучать. Это форма, цвет, в который входят колорит и тональная гармония, свет, с Помощью которого решается проблема светотеневого построения, глубина, основанная на оптических законах. Глубина проявляется в соотношениях живописных деталей. Следующими положениями стали пространство и материал, то есть живописная фактура. Под ней Кандинский подразумевал способ обработки живописной поверхности. В собственном творчестве он пользовался сложной многослойной техникой письма и никогда не отказывался от законов сочетания цветов. Так, в картине «ИМПРОВИЗАЦИЯ № 7» художник соблюдал чередование теплых и холодных тонов, например красного с зеленым и голубым.
 
  В конце 1921 года по заданию Академии Кандинский уехал в Берлин для установления культурных связей с зарубежьем и не вернулся из командировки. В Германии он по приглашению известного немецкого архитектора В. Гропиуса стал преподавать в учебном центре Баухауз, где вел класс аналитического рисунка и мастерскую стенной живописи. Художник продолжал заниматься беспредметным искусством («В черном квадрате», 1923: «Несколько кругов», 1926). В 1926 году он опубликовал в Мюнхене книгу «Точка и линия на плоскости». В 1928 Кандинский принял немецкое гражданство. После прихода к власти нацистов в 1932-м была закрыта школа Баухауз в Дессау. В 1933 Кандинский переехал во Францию и в 1939 принял французское гражданство.
 
источники: [ 1, 3, 4 ] Список литературы   
 

 

Галерея картин Кандинского В.В. ( картины Василия Кандинского )

 
зал 1
 

 зал 2
 
 


зал 3

картины Кандинского зал 3

зал 4

 

зал 5

 картины Василия Кандинского, зал 5