От: Бирюкова Ирина
Опубликовано: Июль 27, 2009

Татлин Владимир Евграфович

(1885, Москва - 1953, Москва). Живописец, график, художник-конструктор

Татлин Владимир Евграфович

Владимир Евграфович Татлин

  В.Е. Татлин учился в МУЖВЗ с перерывами с 1902 по 1910 у В.А. Серова и К.А. Коровина. В это же время он устроился работать матросом и побывал в Средиземноморье и на Ближнем Востоке. Пять лет он также проучился в Пензенском художественном училище (1905-1910), а в 1911 занимался в студии И.И. Машкова. В 1908-1909 Татлин дебютировал на выставках с импрессионистическими пейзажами и портретами, в которых основное внимание уделял цвету и пространственной характеристике предметов, что было необычно для русского искусства 1910-х («ОГОРОД», 1908— 1909; «ЦВЕТЫ ПИЖМЫ», 1908-1909; «ГВОЗДИКА», 1908-1909; «ЛИСТЬЯ ЛАНДЫША В КУВШИНЕ», около 1910). В 1908 Татлин познакомился и подружился с М.Ф. Ларионовым и вошел в его круг. Под влиянием этого окружения Татлин обратился к примитивизму и писал картины и делал рисунки на темы жизни моряков и рыбаков Одессы — народной среды, которую хорошо знал («МАТРОС. АВТОПОРТРЕТ», 1911). Живописные и графические работы Татлина начала 1910-х отражают особый художественный язык мастера, который сохранится на долгие годы в его творчестве. Татлин высоко оценивал значение рисунка для живописи, штриха, обобщающего контура («ЛЕЖАЩАЯ НАТУРЩИЦА», 1911). Неслучайно он всегда интересовался творчеством П. Пикассо, П. Сезанна и А. Матисса, с произведениями которых познакомился в московском собрании С.И. Щукина.

  В 1912-м, после выставки «Ослиный хвост», пути Татлина и Ларионова резко разошлись. Татлин очень переживал по этому поводу, опасался изоляции, но вышел из сложившегося положения и уже в середине 1912 организовал в Грибоедовском переулке собственную мастерскую, в которой собрал молодых друзей-художников. Среди них были братья Веснины и В. Ходасевич. Позднее к ним присоединились Л. С. Попова и Н. А. Удальцова. Кроме того, Татлин активно участвовал в художественной жизни Москвы и Петербурга, экспонировался на выставках объединений «Бубновый валет» и «Союз молодежи». В это время он много работал над обнаженной натурой и создал большое количество живописных и графических этюдов натурщиц, в которых оттачивал свой уникальный художественный язык. Татлин стремился к обобщенности и почти знаковой выразительности изображения, поэтому очень точно и упрощенно описывал фигуру контуром. Неслучайно свою работу «НАТУРЩИЦА» (1913), которую считал программной, он назвал также «Композиция из обнаженной натуры». Под влиянием своих учеников Татлин в этот же период обратился к кубизму, но это обращение носило в большей степени внешний характер, и в «кубистических» работах мастера все же господствовал его индивидуальный стиль («ПОРТРЕТ ХУДОЖНИКА. АВТОПОРТРЕТ», 1912).

  В 1913-м Татлин решительно прекратил заниматься живописью и на протяжении двух последующих лет работал над созданием своих знаменитых контррельефов, выставку которых он провел у себя в мастерской в мае 1914 года. Для создания этих произведений художник часто использовал вполне обыденные предметы: куски обработанного дерева, проволоку, гвозди, обои и т.п. и называл их «материальными подборами». Они ничего не изображали и являлись самодостаточными беспредметными произведениями. Поиски Татлина были очень близки поискам К.С. Малевича. Оба художника работали над своими экспериментами в одно и то же время и очень ревниво следили за творчеством друг друга. Татлин даже не поднимал штор в своей мастерской — боялся, что Малевич пройдет по Грибоедовскому переулку и в окно увидит его работы. В 1915-м году художник обратился к сценографии. Он по собственной инициативе и без заказа какого-либо театра оформил оперы «Летучий Голландец» (1913) и «Жизнь за царя» (1915). С этими эскизами Татлина пригласили принять участие в выставке объединения «Мир искусства». Он был очень близок театру, считался блестящим рассказчиком, чтецом, играл на бандуре, гитаре и фисгармонии, исполнял старинные песни, украинские «думы» и «городские» романсы. Именно как бандурист он в составе оркестра выставки русского народного искусства побывал в 1914 в Париже, где познакомился с П. Пикассо и посетил его мастерскую. А в 1923 Татлин выступил режиссером и исполнителем главной роли в спектакле по драме В. Хлебникова «Зангези». В революционные годы Татлин активно занимался общественной деятельностью. После Февральской революции он стал председателем «Молодой федерации» Профсоюза художников. В 1918 художник возглавил (до 1919) Московский отдел ИЗО Наркомпроса, много занимался вопросами охраны памятников и монументальной пропаганды, некоторое время возглавлял закупочный отдел комиссии Музейного бюро и осуществлял первые закупки произведений современного искусства для будущего Музея живописной культуры. В 1919 Татлин создал модель памятника III Интернационалу (железо, стекло, дерево), а в 1923 начал работать над летающей конструкцией, которую назвал «Летатлин».

В. Е. Татлин, композиция Летатлин

  В 1918-1921 и в 1927-1930 он преподавал в Московском Вхутемасе-Вхутеине, в 1920-х заведовал отделом материальной культуры Института художественной культуры (Инхука), много работал над проблемой материала в искусстве, создавал новые типы одежды, обуви, мебели. Революционный лозунг «Искусство в жизнь» он понимал как требование предоставить искусству место в практическом строительстве новой жизни: политике, экономике, технике, науке.

В. Татлин Модель памятника III Интернационалу

В. Татлин Модель памятника III Интернационалу

  Татлин всегда был сторонником независимого от властей искусства, что не совпадало с официальной политикой в области культуры, поэтому ни один свой проект художник не имел возможности довести до конца. Отношения с искусством социалистического реализма у него также не сложились. В начале 1930-х Татлин вернулся к занятиям живописью. Это были подчеркнуто простые и интимные пейзажи («ТОПОЛЯ. ПЛЕС», ок. 1946) и натюрморты («САДОВЫЕ ЦВЕТЫ», 1938; «ВЕТКИ», 1946; «ВЕТКИ РЯБИНЫ В ГЛИНЯНОМ КУВШИНЕ», 1948-1951; «ЛУК», 1949). Внутренняя значимость незатейливых мотивов этих натюрмортов роднит их с голландскими натюрмортами   XVII   в., а в некоторых произведениях художник приблизился к символической насыщенности сюжетов «Суета сует», которые отражали тщетность всего земного («ЧЕРЕП НА РАСКРЫТОЙ КНИГЕ», 1948-1953; «МЯСО», 1947). Характерно, что многие из этих работ художник писал па старых досках тончайшей живописной техникой лессировок, которой славилось голландское искусство. Владимир Татлин — один из крупнейших деятелей русского искусства авангарда. Он выбрал основами своего творчества материал, объем и конструкцию и стал одним из зачинателей особого течения абстрактного искусства, которое впоследствии получило название «конструктивизма».

Источники:  ( 1, 2, 3, 4, 6 ) см. Список литературы  

Картины Татлина Владимира Евграфовича

 Картины Татлина Владимира Евграфовича