Живопись 20 века  >>  Петр Кончаловский

Кончаловский Петр Петрович

(1876, Славянск Харьковской губ. - 1956, Москва). Живописец, художник театра.

 
  Кончаловский Петр Петрович
 
 Как и многие художники, П.П. Кончаловский с детства любил рисовать и изображал буквально все, что видел в имении родителей под Харьковом. Став постарше, он писал декорации для домашних спектаклей. Однако юность будущего живописца отнюдь не была безмятежной. Его родители сочувствовали революционному движению, в их доме гостили В. Фигнер и С. Перовская, поддерживалась переписка с Н.Г. Чернышевским. В этой связи глава семьи, мировой судья, был арестован, сослан в Холмогорье Архангельской губернии, имение было конфисковано, и семья переехала в Харьков. У Кончаловского были прекрасные музыкальные способности, и родители хотели, чтобы он стал музыкантом. Однако убедившись в силе пристрастия к художественной деятельности, его отдали в Рисовальную школу М.Д. Раевской-Ивановой в Харькове, которую Петр посещал одновременно с гимназией. Но он откровенно скучал над гипсами, и его интерес к рисованию поддерживали только посещения мастерской живописца А.Д. Литовченко.
 
 Ситуация изменилась с переездом семьи в Москву. Кончаловский-старший еще в Харькове пытался организовать издательство, но не получил разрешения как «неблагонадежный». В Москве он работал в издательстве Прянишникова и в 1891 задумал выпустить иллюстрированное издание сочинений М.Ю. Лермонтова. В подготовке издания приняли участие многие известные художники,   среди   которых   были В.А. Серов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, К.А. Коровин, И.И. Левитан. Они стали бывать в доме Кончаловских, а М.А. Врубель вообще очень быстро превратился в друга семьи. Мастера видели рисунки Пети Кончаловского, К.А. Коровин даже подарил ему ящик с масляными красками. В это время будущий живописец занимался в вечерних классах Строгановского художественно-промышленного училища под руководством архитектора-реставратора и художника В.Д. Сухова. Однако после окончания гимназии Кончаловский по настоянию отца поступил на естественный факультет Московского университета. Проучившись там несколько месяцев, он все-таки добился разрешения ехать за границу для получения художественного образования. В 1897 Кончаловский отправился в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. Проведя год во Франции, он отправился путешествовать по Бретани и под впечатлением от океана открыл для себя значение цвета и света в живописи. В 1898 Кончаловский вернулся в Россию и поступил в Академию художеств, но не принял традиционную систему образования. Прослыв бунтарем, он тем не менее получил первую премию за классный этюд, после чего выбрал для себя мастерскую батального жанра П.О. Ковалевского, в которой его привлекли свободная атмосфера и возможность рисовать лошадей с натуры, которых он с детства очень любил. С первых шагов в искусстве Кончаловский был очень требователен к себе и безжалостно уничтожал работы, которыми был недоволен. Еще студентом Академии он принял участие в юбилейном издании сочинений А.С. Пушкина, которое также организовал его отец, начал работать как театральный художник для Крестьянского театра в Рождествене под Петербургом. Начинающий художник все время пытался найти свое творческое лицо и часто посещал Эрмитаж, несколько раз ездил в Рим и Париж, однако нигде не нашел удовлетворения и вернулся в Академию, но и там не задержался надолго. Кончаловский отправился на Север, жил в Кандалакше и писал с натуры дипломную картину «РЫБАКИ» (1907).
 
 После окончания Академии он снова отправился в 1908 в Париж, где серьезно увлекся искусством Ван Гога и Сезанна. По возвращении в Россию в 1909 он принимал участие в выставках «Нового искусства», «Современного искусства», «Золотого руна», а в 1910 отправился за впечатлениями в Испанию («БОЙ БЫКОВ», «ГОЛОВА МАТАДОРА»), В 1910 Кончаловский стал одним из участников-учредителей   объединения «Бубновый валет» вместе с И.И. Машковым, А.В. Лентуловым, М.Ф. Ларионовым, Н.С. Гончаровой. Обращение к творчеству Поля Сезанна было одним из основных пунктов программы нового   объединения.   В   1910-1912  Кончаловский работал в манере кубизма («ПОРТРЕТ Г.Б.  ЯКУЛОВА»,   1910,   ПТ: «СЕМЕЙНЫЙ   ПОРТРЕТ», 1911, ПТ; «ПЕЧКА», 1912). В 1913  он снова посетил Париж. Кончаловский   принимал   участие в Первой мировой войне, поскольку   являлся   артиллерийским офицером. В 1915 он был ранен, а в 1917 — откомандирован с фронта в Москву в школу   военной   маскировки. Несмотря ни на что он продолжал писать, и в этот период явно обозначился интерес художника к живописной фактуре («АГАВА». 1916).
 
 Творческие поиски привели его в 1917 к работе с натурой. Знаменательно, что этот поворот произошел под впечатлением от работ «старых мастеров». Особое внимание Кончаловский па протяжении 1920-х уделял наблюдениям природы («ДУБОВАЯ РОЩА В АБРАМЦЕВЕ», «СУМЕРКИ»), и его привлекали самые обыденные мотивы («озеро», «липы»). Особое место в творчестве художника этого периода занимала тема человека («АВТОПОРТРЕТ С ЖЕНОЙ», 1922; «ЖЕНЩИНА ПОД ВЕТВЯМИ»), Цвет и его оттенки составляли главную живописную задачу мастера. Жена художника, О.В. Кончаловская, дочь прославленного русского живописца В.И. Сурикова, позировала ему для «АВТОПОРТРЕТА С ЖЕНОЙ» в специально сшитом платье по эскизу Кончаловского. Оказавшись на Международной выставке в Венеции в 1924, Кончаловский изучал живопись Тинторетто и писал итальянские пейзажи на открытом воздухе («РАННЕЕ УТРО В СОРРЕНТО», «ВЕЧЕР В СОРРЕНТО», «ВЕЗУВИЙ УТРОМ»), Всегда чуткий к наследию прошлых эпох, Кончаловский не остался равнодушным к памятникам Древнего Рима, и они составили особую тему его творчества («МАРК АВРЕЛИЙ», «ФОРУМ ТРАЯНА», «ПЛОЩАДЬ ПЕТРА»). Кончаловский всегда был увлекающимся художником, и после поездки в Париж в 1925 он отправился в Новгород. Его особым образом привлекли суровая природа и древние памятники архитектуры этого города. На протяжении 1926—1928 художник создал целый цикл пейзажей («ДЕТИНЕЦ», «СОФИЯ»), Во время пребывания в Новгороде Кончаловский обратился к жанровым сценам с историческим оттенком («НОВГОРОДЦЫ»; «ВОЗВРАЩЕНИЕ С ЯРМАРКИ», 1926, ГРМ) и в 1926 некоторое время жил в рыбацкой избе. Одновременно художник писал портреты близких, а в 1928 исполнил полотно «КУПАНИЕ КРАСНОЙ КОННИЦЫ», заказанное ему к выставке в честь десятилетия Красной Армии. В конце 1920-х Кончаловский обратился к жанру натюрморта. Особенно его привлекали цветы, так как он считал, что в цветах сконцентрирована вся природа. Сам художник так вспоминал об этой работе: «Я пишу их, как музыкант играет гаммы». В это время были созданы знаменитые «ВИНОГРАД В КОРЗИНЕ» и «СИРЕНЬ» (1933, ПТ).
 
 Кончаловский Петр  Петрович
 
 В 1930-е Кончаловский обратился к цветовому богатству натюрмортов, которое создается за счет сочетания различных материалов. Так возникли одни из самых популярных полотен мастера - «ХРУСТАЛЬ И ЛИМОН», «ЗЕЛЕНАЯ РЮМКА». Он был очень многогранным художником, работал в разных жанрах. Копчаловский создал один из самых знаменитых портретов В.Э. Мейерхольда (1938, ПТ). в то же время обращался и к портретам-картинам («ПОЛОТЕР», 1946, ПТ), выполнил прекрасные декорации к спектаклям Большого театра. Его природное жизнелюбие помогало ему создавать оптимистичное, радостное искусство. В этот же период Кончаловский писал виды Крыма, пейзажи Москвы и Ленинграда.

по материалам  [1, 6, 11] см. Список литературы     

 

 Галерея картин Кончаловского Петра Петровича

 картины Кончаловского Петра Петровича