От: Бирюкова Ирина
Опубликовано: Май 4, 2009

Мансуров Павел Андреевич

(1896, Петербург - 1983, Ницца). Живописец.

 Мансуров Павел Андреевич

 П.А. Мансуров получил художественное образование в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1912—1915) у Н.К. Рериха и Я.Ф. Ционглинского. Перед началом Первой мировой войны он познакомился с Н.И. Кульбиным. В 1915 Мансуров был мобилизован и до 1917 г.служил в Первом императорском авиапарке. После революции он сблизился с русскими авангардистами — П.Н. Филоновым, К.С. Малевичем, М.В. Матюшиным, В.Е. Татлиным. К этому времени относятся первые абстрактные композиции художника. В 1918 г. по приглашению В.Е. Татлина он работал в его мастерской в Москве. К годовщине революции Мансуров создал декоративное панно для Исаакиевской площади в Петрограде. В конце того же года он стал ассистентом у В.Е. Татлина в Академии художеств. В 1918 году Мансуров исполнил декорации к балету «Упмани» и рисунки к брошюре Н. Пунина «Бедные люди». Он участвовал также в организации 1-й Государственной свободной выставки произведений искусства в Петрограде в 1918 году. Через год Мансуров уехал в Казань, где в 1920-м стал руководителем мастерской на живописном факультете Казанского художественного училища. Параллельно он работал над эскизами декораций к опере Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок».

 В 1922 Мансуров принял участие в организации Государственного института художественной культуры в Петрограде, а в следующем году опубликовал в журнале «Жизнь искусства» манифест, в котором призывал идти от кубо-футуризма к технологии и утилитаризму. В это время художник продолжал эксперименты со станковыми абстрактными формами. С 1923 по 1926 годы он руководил экспериментальным отделом в Музее художественной культуры, затем в Государственном институте художественной культуры. В экспериментальном отделе исследовались различные формы органических структур, предпринимались попытки соединить «органическое» и «неорганическое». Сам Мансуров впоследствии говорил, что это была попытка «увидеть причины появления пластических форм в самом характере тел и используемых материалах. Исследовались одежда, архитектура, скульптура и живопись, их зарождение и эволюция. В качестве основы анализа человеческой деятельности мы использовали минералы, растительную массу и постройки насекомых, птиц и животных. По мнению художника, синтез естественного и искусственного, возможно, существовал в глубокой древности, и в своей деятельности он стремился добиться такого слияния. Искусство прошлых эпох рассматривалось исследователями в свете современности. Важным для художника был опыт, приобретенный во время военной службы, когда он проектировал ангары, двигатели и другое оборудование для самолетов. Мансуров размышлял над такими понятиями, как штопор, свободный полет, вираж, траектория. Это совпадает со временем появления его первых живописных «формул», где можно усмотреть как бы след самолета в небе, ощущение бесконечности пространства. Выполненная в 1917 году Мансуровым «КОМПОЗИЦИЯ (СУПРЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ)» (Музей изобразительных искусств, Омск) представляет собой сопоставление прямоугольных и округлых форм и является довольно традиционной по методу построения. Принципиально по-иному решена композиция «БЕСПРЕДМЕТНОЕ» (1917-1918, Областной художественный музей им. A.M. и В.М. Васнецовых, Киров): светлая, вытянутая по вертикали, она состоит из двух локальных форм разного размера, составленных из отдельных геометрических образований, и тонких линейиых начертаний. Цвет характеризует форму, определяя основные пространственные отношения, которые подчеркиваются тонкими линиями различного цвета и рисунка, свободно расположенными на фоне. В 1924-1926 гг. Мансуров преподавал в художественно-промышленном техникуме, в 1925 г. был членом Совета художественного отдела Русского музея.

  Мансуров Павел Андреевич

 С выставкой своих работ Мансуров в 1928-м уехал в Италию, оттуда в 1929 г. переехал во Францию, и его последующая жизнь была связана с Парижем. В течение девяти лет (1930-1939) он занимался росписью тканей для парижских Домов высокой моды. В 1940 1983 гг. Мансуров обращался и к реставрации, продолжая работать в области моды. В 1957-м он вернулся в своем творчестве к пластическим концепциям 1920-х. Среди тех выставок, на которых экспонировались произведения Мансурова, наиболее значительными были 1-я Русская художественная выставка (Берлин, 1922), «Выставка картин петроградских художников всех направлений. 1919-1923» (Петроград, 1923), XIV Международная выставка искусств (Венеция, 1924), Юбилейная выставка изобразительных искусств (Ленинград, 1927), выставка «Павел Мансуров. Петроградский авангард» (Санкт-Петербург, 1995). В 1972-1973 гг.в Национальном музее современного искусства в Париже состоялась выставка произведений Мансурова, которая принесла ему мировую известность как художнику русского авангарда.

 по материалам  [1] см. Список литературы  

 Картины П.А. Мансурова