От: Бирюкова Ирина
Опубликовано: Март 19, 2010

Розанова Ольга Владимировна

(1886, город Миленки Владимирской губ. — 1918, Москва). Живописец, график, теоретик искусства.

 Розанова Ольга Владимировна

  Творческая деятельность О.В. Розановой была очень недолгой, но она составляет яркую страницу отечественного искусства авангарда. Розанова родилась в дворянской семье. Семья жила в самом центре города Миленки, который был единственным мощеным участком и на котором стояли три единственных в городе керосиновых фонаря. Розанова получила начальное образование дома у матери, затем училась в женской гимназии во Владимире и после ее окончания уехала в Москву. О первых шагах художницы в искусстве известно немного. В 1904—1910 годах она занималась в МУЖВЗ у А.П. Большакова, в это же время поступала в Строгановское училище, но училась, очевидно, вольнослушателем и работала в реалистической манере. Решающую роль в судьбе Розановой сыграла поездка в Петербург в начале 1910 года. После встречи с Н.И. Кульбиным она приняла активное участие в организации «Союза молодежи», который был создан для ознакомления его членов с современными течениями в искусстве, Розанова познакомилась с В.В. Маяковским, В.Е. Татлиным, П.Н. Филоновым, К.С. Малевичем.

  Начинающая художница очень ценила своих новых друзей и в 1911 году переселилась в Петербург, где занималась в студии Е.Н. Званцевой, увлеклась импрессионизмом («ПОРТРЕТ А.В. РОЗАНОВОЙ», 1912). Однако в течение двух первых лет деятельности в «Союзе молодежи» Розанова обратилась к новым художественным поискам. Она много работала в области композиции и цвета («ПОРТРЕТ ДАМЫ В ЗЕЛЕНОМ», 1912; «НАТЮРМОРТ. ВАЗА», 1912), принимала участие не только в выставках «Союза», но и в московской выставке «Ослиный хвост», организованной М.Ф. Ларионовым («АВТОПОРТРЕТ», 1912; «РЕСТОРАН», 1912). Выставки «Союза молодежи» привлекали общественное внимание и у многих вызывали негативную оценку. Этим выставкам была посвящена статья А.Н. Бенуа «Кубизм или Кукишизм?». В диспутах «Союза» раскрылся полемический дар Розановой, и именно она выступила с ответом знаменитому критику. «Искусство живописи есть разложение готовых образов природы на заключенные в них отличительные свойства материи и создание образов иных путем взаимоотношения этих свойств, выделяя за основу авторское восприятие мира», — так она ответила А.Н. Бенуа. Источником нового искусства Розанова считала импрессионизм и творчество Винсента Ван Гога и Поля Сезанна. Для нее искусство означало постоянный эксперимент, смену приемов. В 1913-1914 годах Розанова работала в стиле кубофутуризма («ПОСТРОЙКА ДОМА», 1913; «ПИВНАЯ», 1914; «ГОРОД», 1913-1914).

  В 1913-м она начала сотрудничать с А. Крученых, что надолго определило ее творческую и личную жизнь. Розанова работала над оформлением футуристических книг и для этого обратилась к литографии, коллажу. В этой технике она выполнила книги «Утиное гнездышко… дурных слов». (1913) А. Крученых и «Тэ ли лэ» (1914) В. Хлебникова. Следующим шагом художницы стали цветная линогравюра и создание авторских, штучных экземпляров книги («Война» А. Крученых, «Игра в аду» А. Крученых и В. Хлебникова). Под влиянием А. Крученых Розанова также занималась «заумной поэзией», в которой ее привлекала возможность создания новых созвучий. В 1916 году она вступила в «Супремус», занималась супрематизмом, но не стала последователем искусства К.С. Малевича. Ее художественные поиски обратились в сторону «повышенной»  предметности («МЕТРОНОМ», «ШКАФ С ПОСУДОЙ», «РАБОЧАЯ ШКАТУЛКА»). В 1917 — 1918 годах Розанова стала работать над беспредметными композициями, которые она назвала «цветопись».

  В революционные годы Розанова активно занималась культурным строительством. Во время Февральской революции она входила во Временный совет профессионального союза художников от «Молодой федерации». После Октябрьской революции она стала членом отдела ИЗО Наркомпроса и Пролеткульта, была одним из инициаторов создания Музея живописной культуры. Но больше всего сил Розанова отдала созданию Государственных свободных художественных мастерских во Владимирской губернии. Она посетила мастерские Мстеры, Богородского, летом 1918 участвовала в комиссии по реформе школ. Однако смерть от дифтерии осенью 1918 года остановила ее деятельность в самом разгаре.

источники  [ 1, 9 ] см. Список литературы    

 

 Картины Розановой Ольги Владимировны

 Картины Розановой О.В.



Классная вывеска на фасад www.spb.3art.su/naruzhnaya-reklama/fasad/ в Спб от 3АРТ.