От: Бирюкова Ирина
Опубликовано: Август 31, 2009

Суетин Николай Михайлович

(1897, поселок около станции Мятлевская Калужской губ. — 1954, Ленинград). Живописец.

 

Суетин Николай Михайлович

 фото: Суетин Николай Михайлович ( ист. art.rin.ru )

  Н.М. Суетин родился в семье начальника железнодорожной станции. В 1900-х - 1910-х он учился в гимназии в Калуге, затем в кадетском корпусе в Петербурге. Во время учебы юноша увлекся рисованием. Его любимым художником был М.А. Врубель, особенно ему нравились поздние рисунки мастера. В 1914 Суетин был мобилизован, в 1915 служил на Кавказе, а затем его перевели в Витебск. В 1918 он поступил в Народную художественную школу, созданную М.З. Шагалом. В 1919 Суетин познакомился с И.А. Пуни и затем с К.С. Малевичем. Поиски путей к новому искусству начались с обращения к кубизму, на смену которому пришел футуризм, а затем молодых людей захватили идеи супрематизма. Суетин в это время активно работал над системой кубизма, обладая уже довольно уверенной манерой рисования. В рисунках этого времени сказалось юношеское увлечение творчеством М.А. Врубеля. Суетин стал членом созданного Малевичем объединения Уновис (Утвердители нового искусства, 1920), он участвовал в работе по праздничному украшению города, создавал проекты вывесок, оформления кафе, столовых, магазинов.

  В 1922 Суетин демобилизовался и после окончания Витебского художественно-практического института переехал в Петроград. В конце года он начал работать на Государственном фарфоровом заводе как художник, автор композиций, и с тех пор его жизнь на долгие годы была связана с этим заводом. Будучи с 1932 годаглавным художником завода, Суетин был занят созданием новых форм фарфоровых изделий. В своих работах художник использовал не только супрематический рисунок, но и фигуративные композиции. Суетин не переносил свои станковые композиции непосредственно на изделия, а всегда учитывал форму, для которой предназначалась роспись. Кроме того, он конструировал сами предметы, и его сервизы обладают своеобразной формой, часто несущей черты архитектонов. Помимо посуды на заводе изготавливались элементы оформления московского метрополитена и здания Речного вокзала в Химках. Суетину пришлось в первые годы на заводе быть также и педагогом, и редактором. Во многом высокий художественный уровень изделий завода был связан с именем Николая Михайловича Суетина. Еще в Витебске Суетин начал участвовать в выставках Уновиса (1920-1921), затем в Москве (1921-1922).

 

Н.М. Суетин Женщина с пилой. 1927-1928. Дерево, масло

Н.М. Суетин Женщина с пилой. 1927-1928. Дерево, масло

  В 1923-м году его работы появились на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве и «Выставке картин петроградских художников всех направлений. 1918-1923» в Петрограде (в составе группы Уновис). В 1923-1924 Суетин работал в Музее художественной культуры и Гинхуке. В 1925-м году он начал руководить Отделом материальной культуры в Гинхуке, занимаясь проблемами супрематизма, анализируя новые формы искусства. Параллельно художник работал в экспериментальной лаборатории Декоративного института (до его ликвидации в 1926), в сфере его внимания были реклама, эскизы рисунков для тканей, оформление выставок. Затем в различных организациях он продолжил лабораторную экспериментальную деятельность по развитию дизайна, основанного на принципах супрематизма. В эти годы им была создана серия аналитических кубо-структуралистских рисунков, Но во всех своих начинаниях Художник основывался на методе супрематизма. Творчество Суетина демонстрирует широкий круг интересов. В 1930-е он в качестве главного художника всемирных выставок «Искусство и техника в современной жизни» (Париж, 1937), «Мир завтрашнего дня» (Нью-Йорк, 1939) занимался разработкой внутренней конструкции и оформления советских Павильонов. Затем он участвовал в создании оформления большой выставки к 100-летию гибели М.Ю. Лермонтова, но выставка не состоялась, так как в 1941 началась война, которую Суетин провел в блокадном Ленинграде. Занимаясь разнообразной деятельностью, художник, тем не менее, постоянно работал в живописи, считая ее основой своего творчества. Размышляя над проблемами света и тени, контраста в кубизме, соотношения образа и содержания, он писал: «...Давая ту или иную освепдаемость супрематической объемной форме, постоянно видишь, что свет и тень здесь присутствуют в какой-то зависимости друг от друга. Причем их зависимость иная, чем при восприятии мира объектов. Свет и тень становятся не элементами света в картине, а теми средствами, которые открывают нам другую природу ощущения мира вне световых качеств». Суетин, пожалуй, единственный последовательный ученик К.С. Малевича, проникший в сущность его метода и реализовавший его. Склонность к беспредметной живописи возникла у него еще до знакомства с К.С. Малевичем, о чем свидетельствует акварель «АБСТРАКТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ» (1919, частное собрание). При верности принципам супрематизма композиции Суетина отличаются большей динамикой по сравнению со ставшими классическими работами учителя. Они часто построены по диагонали и воспринимаются как движение в некоем идеальном пространстве, динамика и вибрация цветового мазка не нарушают цельности формы. Суетина привлекала свободная абстракция, геометрические фигуры его полотен обогащаются подвижностью живописного мазка («ГАЗ», «ВОДОРОД», 1921-1922). Размышляя и интенсивно работая, Суетин в 1929 рисовал в Пскове церкви, поля вблизи города. Его интересовал синтез различных элементов, и он старался совместить конструкцию постройки и фигуры, используя светотеневые открытия. Художник писал на досках беспредметные картины с цветовыми полосами, занимался поисками ритмов, цветовых отношений, пропорций. Художник начал серию, над которой работал несколько лет, — это крестьяне, поле, снопы. Он смягчал цвет светом, стремился добиться монументальности изображения, сделать беспредметное искусство конкретно-чувственным. Картины «МУЖИК» (1932, ГГГ), «МУЖСКОЙ ПОРТРЕТ» (1932-1933, ГТГ) свидетельствуют о живописных поисках художника, самым тесным образом связанных со стремлением к созданию характеристики портретируемых.

  Произведения Суетина экспонировались на многочисленных выставках в СССР и за границей. Живописные работы, которые были представлены в 1920-х, последний раз вошли в экспозицию выставок «Художники РСФСР за 15 лет» в Ленинграде (1932) и Москве (1933). После долгого перерыва они появились на выставке лишь в 1971 году в Нью-Йорке. С тех пор живописные и графические произведения Суетина входят в экспозиции выставок на родине и за рубежом.

Умер Суетин в Ленинграде 22 января 1954 года.

по материалам  [ 1, 4] см. Список литературы