От: Бирюкова Ирина
Опубликовано: Март 22, 2010

Матюшин Михаил Васильевич

(1861, Нижний Новгород — 1934, Ленинград). Живописец.

 Матюшин Михаил Васильевич
 
 М.В. Матюшин в 1868 поступил в четырехклассное городское училище, а в 1871-м был принят на отделение Русского музыкального общества, где получил основы общего и музыкального образования. С 1874 года он учился в Московской консерватории по классу скрипки, параллельно продолжал заниматься рисунком — писал, рисовал и копировал работы «старых мастеров». В 1882-м, пройдя конкурс, Матюшин был принят первой скрипкой в Придворный оркестр (играл в нем до 1913 года ), благодаря чему смог посещать Рисовальную школу Общества поощрения художеств (1894-1898), мастерскую Я.Ф. Ционглинского (1903-1905) и частную школу Е.Н. Званцевой (1906-1907), где преподавали Л.Я. Бакст и М.В. Добужинский. Еще в 1900 году молодой художник побывал на Всемирной выставке в Париже, познакомился с новыми направлениями в искусстве. В 1909-м Матюшин вошел в группу Н.И. Кульбина «Импрессионисты», но вскоре вместе со своей женой Е.Г. Гуро покинул объединение. В это время он познакомился с братьями Бурлюками, В.В. Каменским и В.В. Хлебниковым, несколько позднее — с К.С. Малевичем, ставшим его другом на всю жизнь.
 
 В 1909 году Матюшин и Гуро стали инициаторами создания петербургского общества художников «Союз молодежи». Матюшин участвовал в его выставках в 1911-1914 годов. В 1909-м началась издательская деятельность Матюшина и Гуро, организовавших издательство «Журавль». Первой вышла книга Гуро «Шарманка», позднее первый и второй футуристические сборники «Садок судей» (1910 и 1913) и сборник «Трое» (1913), посвященный памяти Гуро. Всего было выпущено около двадцати книг, брошюр и сборников Уже тогда Матюшин интересовался современными художественными течениями, о чем свидетельствует издание им перевода книги А. Глеза и Ж. Метценже «О кубизме»- (1913), позднее — работы П.Н. Филонова, В.В. Хлебникова и К.С. Малевича (1915-1916). В те годы началась теоретическая работа Матюшина над проблемой художественного пространства. Теоретические выводы он воплощал в своей живописи. Так появилась новая форма, названная художником «кристаллизацией».
 
 В 1913-м была показана знаменитая футуристическая опера «Победа над солнцем» — музыка Матюшина, пролог В.В Хлебникова, либретто А. Крученых, декорации и костюмы К.С. Малевича. В оформление были включены пушечная канонада, работающий мотор и другие звуковые эффекты. В следующем году Матюшин написал музыку к стихотворной драме А. Крученых «Война» Уже после революции Михаил Васильевич со своими учениками создал серию музыкальных постановок, посвященных памяти Е.Г. Гуро, на основе ее произведений — «Небесные верблюжата», «Осенний сон» (1920-1922), где зритель погружался в цветовую и звуковую среду. В течение 1910-х Матюшин последовательно эволюционировал, его творчество развивалось от современных принципов импрессионизма к футуризму. Произведения экспонировались на многочисленных ставках: выставке «Современные течения» членов общества «Треугольник» (1910), выставках «Салона молодежи», «Международного салона» В.А. Издебского — интернациональных выставках в Одессе, Киеве, Риге, Петербурге (1909-1910-е ) и в других экспозициях. Преподавательская деятельность Матюшина началась в 1909-м в Народной консерватории: 1918 по 1926 он преподавал на живописном факультете Академии художеств (Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских), организовал мастерскую пространственного реализма, занимавшуюся исследованием пространственно-цветовой среды в живописи (по 1926). Поиски в этом направлении были начаты еще на рубеже 1910-х, и Матюшин продолжил их в Государственном музее живописной культуры и в Государственном институте художественной культуры, где руководил отделением органической культуры. Над этой проблемой он работал со своими учениками и коллегами — Марией, Ксенией, Борисом Эндер, Николаем Гринбергом.
 
 Теории Матюшина предполагали планетарное ощущение природы, проникновение в высшую реальность, развитие сознательного ее изучения в единстве с интуицией. Особое внимание уделялось глазу, физиологию которого предполагалось расширить за счет использовался помимо прямого зрения, которым человек пользуется при нормальном освещении, бокового зрения, которое работает при слабом или вечернем освещении. В результате такого «расширенного смотрения» достигался эффект «насыщения» цвета светом, что позволяло очистить цвет, благодаря свету органично объединить предмет со средой, добиться целостности изображения. При этом всякое изменение формы влекло изменение цвета, а использование иного цвета рождало новую форму. Группа Матюшина проделала огромную экспериментальную и лабораторную работу по изучению взаимодействия цвета с различными формами в разных условиях освещенности. Были составлены таблицы спектральных и дополнительных близких комбинаций цветов, красок, изучалось взаимодействие цвета и формы, создавались обобщенные труды по этим проблемам. Изучалось также взаимовлияние звука и цвета. Итогом этой работы стал «Справочник по цвету», изданный в 1932 тиражом 400 экземпляров, который активно использовался художниками, а также при реставрационных, строительных и других работах. В ряду известных живописных произведений Матюшина картина «ЛАХТА» (1920, Областной художественный музей им. А.М. и В.М. Васнецовых, Киров). Она напоминает работы Е.Г. Гуро конца 1900-х свободным расположением цветовых пятен, стремлением придать впечатление объемности сочетаниям ярких цветовых пятен и полос с прорывами в светлое окружающее пространство, что позволяет добиться их органичного слияния. Более последовательное воплощение своих идей художник продемонстрировал в работе «СТОГ. ЛАХТА» (1921, ГРМ), где пространственные отношения земли и неба строятся на контрасте свободных цветных полос — прямых, сходящихся вдали у стога, более темных и плотных на земле и разнообразных на небе.
 
 Ключевой живописной работой Матюшина стало полотно «ДВИЖЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ» (1922?, ГРМ). Цветные полосы, расположенные по диагонали, где верхний и нижний края четко ограничены на светлом сером фоне — чуть более светлом в верхней части композиции, отделены друг от друга, но внутри каждой цвет тонко разработан, благодаря чему возникает ощущение пространственности всего изображения, как бы парящего в невесомости. При внимательном рассмотрении кажется, что в изображении присутствует объем и можно представить продолжение полос за пределами того, что изображено. Круг интересов Матюшина был чрезвычайно широк — теоретик, живописец, педагог и музыкант, режиссер, воплощавший идеи синтетического театра. Работа Матюшина в области теории, создание самостоятельной оригинальной школы живописи сделали его одной из крупных фигур русского авангарда.
 
Умер Михаил Васильевич Матюшин в Петербурге 14 октября 1934 года.
 
источники  [ 1, 3, 4, 5 ] см. Список литературы   
 

 картины М.В. Матюшина 

 
  картины М.В. Матюшина


Быстрая доставка пиццы в Ярославле, на дом из суши-бара "Токио".