От: Бирюкова Ирина
Опубликовано: Июль 2, 2009

Попова Любовь Сергеевна

(1889, село Ивановское Московской губ. — 1924, Москва). Живописец, график, художник театра.
 
Попова Любовь Сергеевна
 
 Л.С. Попова - один из крупнейших мастеров русского авангарда. В её биографии, которая пришлась на революционную эпоху, сочеталось и огромное счастье творчества,  и трагедия частной жизни. Попова родилась в состоятельной и образованной купеческой семье. Ее отец был большим любителем музыки и театра, начальное образование она получила дома у матери. После окончания московской гимназии в 1906 будущая художница поступила на двухлетние общеобразовательные курсы А.С. Алферовой. Программа этого заведения была максимально приближена к программе словесного факультета университета. Однако Попова увлекалась рисованием и с 1907 начала заниматься в студии С.Ю. Жуковского, а в 1908 году перешла в школу рисования и живописи К.Ф. Юона и И.О. Дудина. В это время Попова писала пейзажи и жанровые сцены («ПЕЙЗАЖ С КРАСНЫМ ДОМОМ И ПРАЧКОЙ", 1908; «ПЕЙЗАЖ С ЖЕНСКИМИ ФИГУРАМИ», 1908; «ИВАНОВСКОЕ. МОСТ», 1908). В школе К.Ф. Юона она познакомилась с молодыми художниками А.А. Весниным, Л.А. Прудковской — сестрой Н.А. Удальцовой, В.И. Мухиной. Вскоре А.А. Веснин стал одним из самых близких друзей художницы. В 1910 Попова с родителями побывала в Италии, где увлеклась раннеитальянской живописью и особенно наследием Джотто. После возвращения в Россию она, под влиянием итальянских впечатлений, отправилась изучать древнерусскую живопись в Новгород и Псков. Художественные интересы Поповой этого времени очень разнообразны, но в то же время взаимосвязаны. Помимо русской иконописи и искусства Раннего итальянского Возрождения, она была увлечена творчеством М.А. Врубеля. Характерно, что он тоже в свое время с большой заинтересованностью изучал наследие Ренессанса. В 1912 Попова начала посещать московскую студию «Башня», где она познакомилась со многими деятелями русского авангардного искусства и в том числе с В.Е. Татлиным. Совершенно естественным было ее последующее обращение к современному западному искусству. В том же году она близко подружилась с Н.А. Удальцовой. Обе художницы вместе посещали Галерею современного французского искусства С. Щукина («ДЕРЕВЬЯ», 1911-1912). В том же году они побывали в Париже, занимались в студии кубиста Ле Фоконье и вернулись в Россию убежденными кубистами. Именно Попова и Н.А. Удальцова в студии В.Е. Татлина на Остоженке устраивали «вечера кубизма» для работы с натуры. В то же время Попова обратилась к популярному в России 1910-х футуризму и создала свой вариант искусства кубофутуризма («ЭТЮД НАТУРЩИЦЫ», 1913; «КОМПОЗИЦИЯ С ФИГУРАМИ», 1913; «ЧЕЛОВЕК + ВОЗДУХ + ПРОСТРАНСТВО»,   1913). Уже в 1914 году она экспонировала свои произведения на выставке «Бубновый валет»: «КОМПОЗИЦИЯ С ФИГУРАМИ» и «ЖЕСТЯНАЯ   ПОСУДА». В том же году Попова отправилась в Италию изучать раннеитальянскую живопись, и вновь основное ее внимание привлекло наследие Джотто.
 
 К 1915  Попова пришла к собственному варианту беспредметной живописи, в котором сочетались традиционные принципы   древнерусской   и ранне-итальянской живописи, такие как плоскостность, линейность, и приемы кубофутуризма («ИТАЛЬЯНСКИЙ " ПОРТРЕТ», 1914; «ПОРТРЕТ ФИЛОСОФА»,    1915;   «СКРИПКА», 1915; «КУВШИН НА СТОЛЕ ПЛАСТИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ (Контррельеф)», 1915). Художница приняла участие в обеих футуристических выставках 1915 года: «Трамвай В» и «0,10». В 1916 Попова вошла в группу К.С. Малевича «Супремус» и создала серию беспредметных работ «ЖИВОПИСНАЯ АРХИТЕКТОНИКА» (1916-1918). Тогда же она начала сотрудничать с предприятием «Вербовка» другой участницы «Супремуса» Н.М. Давыдовой и стала выполнять эскизы вышивок и аппликаций. В магазинах предприятия   продавались  кустарные изделия украинских крестьянок, украшенные рисунками по эскизам мастеров авангарда. В  1918 Попова вышла замуж за историка искусства Б.Н. фон Эдинга, а в ноябре того же года у них родился сын. Однако семейные заботы не помешали художнице вести активную работу. С 1918 года она преподавала в Государственных свободных художественных мастерских, где вместе с А.А. Весниным сформулировала новую программу преподавания цветовых дисциплин. Попова исходила из положения, что цвет является самостоятельным формообразующим средством. Вместе с А.М. Родченко, В.Ф. Степановой и В.Е. Пестель Попова входила в объединение левой Федерации профсоюза московских живописцев. В 1919-м году Попова потеряла мужа: Б.Н. фон Эдинг умер от тифа, и сама художница перенесла брюшной и сыпной тиф. Однако несчастья не повлияли на ее творческую активность. С 1920 по 1924 Попова занималась в секции монументального искусства под руководством В.В. Кандинского в Институте художественной культуры (Инхуке). Она принимала участие в разработке программы деятельности группы объективного анализа, создании Музея живописной культуры.
 
 В 1920 Попова разработала оформление к спектаклю «Ромео и Джульетта» в Камерном театре. В начале 1920-х Попова сблизилась с конструктивистами, писала «ЖИВОПИСНЫЕ КОНСТРУКЦИИ» (1920) и цикл «ПРОСТРАНСТВЕННО-СИЛОВЫЕ ПОСТРОЕНИЯ» (1921), который объединил живописные и графические работы. В 1922 годуона оформила постановку «Великодушного рогоносца» Ф. Кроммелинка в стиле конструктивизма для театра В.Э. Мейерхольда. Это вызвало негодование со стороны коллег по Инхуку, которые обвинили Попову в преждевременном обращении к театру. Они считали, что конструктивизм еще не готов для выхода из экспериментально-лабораторных условий в массы. Однако это не остановило Попову, и в том же году она оформила еще и спектакль «Земля дыбом» для В.Э. Мейерхольда. Занятия конструктивизмом привели художницу к отрицанию станкового искусства и обращению к деятельности на производстве. Эти тенденции нашли отражение также в творчестве А.М. Родченко, А.А. Экстер, А.А. Веснина. Свои работы они представили на выставке «5x5=25». Попова вместе с В.Ф. Степановой работала в области промышленного дизайна на Первой ситценабивной фабрике в Москве. Однако эта деятельность Поповой продолжалась недолго. 23 мая 1924 умер от скарлатины ее сын, а 25 мая скончалась сама художница.
 
по материалам  [1, 3, 4] см. Список литературы     
 
 
 Картины Л.С. Поповой
 
 картины Поповой Л.С.