От: Бирюкова Ирина
Опубликовано: Март 23, 2010

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич

(1878, Хвалынск - 1939, Ленинград). Живописец.

 Петров-Водкин Кузьма Сергеевич
 
 К.С. Петров-Водкин родился в семье сапожника. После окончания четырехклассной школы он поступил на работу в ремонтные судовые мастерские неподалеку от Хвалынска. Первые впечатления от искусства будущий художник получил благодаря местным иконописцам и начал мечтать об учении. Это привело его в 1893-м году в Самару, в классы живописи и рисования Ф.Е. Бурова. Встреча с архитектором Р.Ф. Мельцером изменила жизнь Петрова-Водкина: он познакомил юношу с любительницей искусств Н.И. Казариной, которая поддерживала его в течение нескольких лет. В 1895-м Кузьма Сергеевич приехал в Петербург и начал заниматься в Училище технического рисования барона Штиглица, но, поняв, что ему нужно более серьезное образование, в 1897-м поступил в МУЖВЗ, где его учителем стал В.А. Серов. Первое время молодой художник находился под влиянием искусства замечательного мастера. В годы занятий в Училище у Петрова-Водкина проявился талант писателя. В течение семи лет пребывания там он начал писать — это были рассказы, повести и пьесы. В эти же годы он побывал в Париже, где искусство Пюви де Шаванна, Дени, Гогена и Ходлера оказало на его творчество заметное воздействие. Картина «СОН» (1910, ГРМ) - аллегория, явно навеянная произведениями Пюви де Шаванна и В.Э. Борисова-Мусатова. Здесь, как и в других работах того времени, молодой художник отдал дань символизму. В 1911-м появилось полотно «МАЛЬЧИКИ» (ГРМ), свидетельствующее о появлении оригинального художника, по-новому понимающего пластику, движение, цвет, доведенный до яркой контрастности.
 
 Самая знаменитая картина Петрова-Водкина — «КУПАНИЕ КРАСНОГО КОНЯ» (1912, ГТГ) - впервые была показана на выставке объединения «Мир искусства» в Москве. Художник добивался в ней монументальности и обобщения. Это символ, в котором слились живое и фантастическое, современное и вечное, непреходящая мечта о красоте, ощущение пробуждения, предчувствие грядущих событий. В ней живут национальные идеалы, возрождаются основы древней иконописи. Контрастные плоскости цвета, существующие самостоятельно, сведены к сложной гармонии. Главное внимание сосредоточено на красном коне, он воспринимается как миф. Древнерусские традиции прослеживаются и в других картинах — «МАТЬ» (1913, ГТГ), «ДЕВУШКИ НА ВОЛГЕ» (1915, ГТГ), «УТРО. КУПАЛЬЩИЦЫ», (1917, ГРМ), «ПОЛДЕНЬ. ЛЕТО», (1917, ГРМ). Созданный в полотне «МАТЬ» образ вызывает в памяти образ Богоматери. Казалось бы, вполне конкретный пейзаж приобретает обобщенное значение благодаря точке зрения сверху, открывающей холмистое пространство вплоть до далекого горизонта. Ощущение «планетарности» — тот принцип построения пространства в живописи, над которым художник много работал. В этой картине он впервые проявился в полной мере. Герои произведений Петрова-Во дкина своими строгими классическими чертами лица напоминают иконные лики. Их одухотворенность особенно проникновенно выражена в полотне «УТРО. КУПАЛЬЩИЦЫ», где ощущается влияние древнерусских фресок. Картина «НА ЛИНИИ ОГНЯ» (1917, ГРМ), начатая двумя годами раньше, знаменует поворот к реальности. Она патриотична и трагична одновременно. После Октябрьского переворота Петров-Водкин участвовал в организации культурно-просветительской деятельности, работал в журналах, был профессором Петроградских Государственных свободных художественных мастерских, позднее — Вхутемаса. Совместно с учениками он занимался оформлением города к первой годовщине Октября, выполнил панно «Степан Разин». Петров-Водкин постоянно занимался творческими опытами в области цвета, оптики. Его интересовали проблемы изображения различных предметов. Один из самых лучших по цвету — натюрморт «СЕЛЕДКА» (1918, ГРМ). Близок ему «РОЗОВЫЙ НАТЮРМОРТ» (1918, ГТГ). В жанре натюрморта Петров-Водкин решал задачу изображения предметов из разного материала, с разными оптическими свойствами, разной формы, которую он пытался показать наиболее полно, как бы видимой со всех сторон, чему служит взгляд сверху. Искусствовед Н. Щеголев писал: «По силе, ясности, кристаллической закономерности красочного лада многие его натюрморты принадлежат к лучшему, что только было создано европейской живописью».
 
 Среди портретов художника выделяются точной характеристикой, суровой сдержанностью «АВТОПОРТРЕТ» (1918, ГРМ) и «ПОРТРЕТ АННЫ АХМАТОВОЙ» (1922, ГРМ). Скупое сочетание светло-синего и охристого — эта строгая гамма выражает значительность и сосредоточенность лица, озаренного глубокой мыслью. Герои послереволюционных сюжетных картин «1918 ГОД В ПЕТРОГРАДЕ» (1920, ГТГ), «ПОСЛЕ БОЯ» (1923, Центральный музей Вооруженных сил, Москва) напоминают облики героев картин прошлых лет. Большое значение для Петрова-Водкина имела поездка в Самарканд в начале 1920-х с экспедицией Академии истории материальной культуры. В итоге появились самаркандская серия (1921) и литературное произведение «Самаркандия (из путевы?; набросков 1921 года)». В самаркандскую серию входят пейзажи, портреты, эскизы жанровых сцен. Наиболее удачны «МАЛЬЧИКИ НА ФОНЕ ГОРОДА», «ВИД САМАРКАНДА» (ГРМ), «ШАХ-И-ЗИНДА» (ГРМ). Колорит строится на сочетании золотисто-охристых и зелено-голубых тонов, четко скомпонованных и конструктивных. В портретах ярко выражен национальный характер, они психологичны. В конце 1920-х художник, интересуясь жизнью современников, начал работать над сюжетными композициями и создал сложные, внутренне богатые образы. Основное внимание он уделял лицам моделей, подчеркивая строгие черты, гармоничные и прекрасные. Таковы картины «ЗА САМОВАРОМ» (1926, ГТГ) и «ДЕВУШКА В САРАФАНЕ» (1928, ГРМ), в которых художник проявляет свое монументальное видение и в то же время создает женственные образы. В 1928-м Петров-Водкин пишет одно из своих самых известных полотен «СМЕРТЬ КОМИССАРА» (ГРМ), наполненное пафосом революционной борьбы. Здесь он использует «сферическое» построение пространства. Главный герой — смертельно раненый комиссар, позади — красноармейцы, идущие в бой. Картина динамична благодаря контрасту между статичной центральной группой и двигающимися в глубину фигурами бойцов. Сдержанный колорит, панорама пейзажа служат монументальному звучанию полотна. Среди других сюжетных картин - «ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ В КРЫМУ» (1927-1928, ГРМ), свидетелем которого был художник; «1919 ГОД.ТРЕВОГА» (1934, ГРМ); «ВЕСНА» (1935, ГРМ) и «НОВОСЕЛЬЕ» (1938, ГТГ). В них появилось больше деталей, нет прежней собранности, есть некий элемент бытовизма. Педагогическая деятельность Петрова-Водкина была для него, склонного к обобщению, очень важной. Придавая большое значение научному знанию, он включал в программу занятия по химии, оптике, начертательной геометрии, перспективе, технике движения, технологии живописи, истории культуры и искусства- Он считал необходимыми дли художника умение мыслить, широкий кругозор, свободу владения профессиональным мастерством. Особое внимание Петров-Водкин уделял изучению перспективы, стремился обосновать принципы, которые могли бы воплотить в живописи, передать на плоскости холста то, что можно увидеть с нескольких точек зрения. Свою систему пространственного построения он называл «сферической» или «наклонной» перспективой. Среди учеников Петрова-Водкина было много прекрасных мастеров — А.Н. Самохвалов, А.Ф. Пахомов, театральный художник В.В. Дмитриев, скульптор Б.Е. Каплянский и многие другие. В течение долгих лет произведения Петрова-Водкина не экспонировались в музеях (за исключением некоторых работ). Первая небольшая персональная выставка в Москве состоялась в 1965 году в Центральном Доме литераторов. И лишь в последние десятилетия зритель получил возможность познакомиться с творчеством выдающегося художника во всей его многогранной полноте.
 
 источники  [ 1, 3, 4 ] см. Список литературы  
  
 
 Картины Петрова-Водкина К.С.
 
 зал 1
 Картины Петрова-Водкина К.С.