От: Бирюкова Ирина
Опубликовано: Март 19, 2010

Рождественский Константин Иванович

(1906, Томск - 1997, Москва). Живописец.

 Рождественский Константин Иванович

  К.И. Рождественский родился в семье священника. В 1919 он учился в художественной студии М. Полякова, в 1921-1923 - в студии Дома художественного воспитания в Томске. Осенью 1923 Рождественский приехал в Петроград, но опоздал к приемным экзаменам в Академию художеств. Посещая Музей живописной культуры, Рождественский познакомился с К.С. Малевичем и начал работать под его руководством в Государственном институте художественной культуры, как практикант формально-теоретического отделения, а затем как научный сотрудник (1923— 1927). Положения теории, разработанной К.С. Малевичем, проверялись молодыми художниками на практике. Параллельно с этим Рождественский начал работать с И.Г. Чашником в лаборатории плаката в Декоративном институте (1925-1926). В последующие годы художник преподавал в Государственном институте истории искусств (1927-1930), после закрытия Гинхука совместно с Л. Юдиным, В. Ермолаевой и А. Лепорской занимался подготовкой серии аналитических таблиц на основании материалов исследований Гинхука. Группа учеников и последователей К.С. Малевича, среди которых был и Рождественский, продолжала заниматься проблемами супрематизма и в 1928 организовала объединение «Живописно-пластический реализм». Большое влияние на Рождественского оказали произведения К.С. Малевича, составившие так называемый второй крестьянский цикл, в котором Малевич отошел от беспредметности. Здесь выявились живописная сила и пластическая выразительность, появились монументальные фигуры и «полуобразы». Впечатления от этих открытий в сочетании с воспоминаниями Рождественского о детстве и юности, о сибирских просторах, с живущих там людях вызвали к жизни ряд живописных картин. В конце 1920-х — начале 1930-х Рождественский работал над дизайнерскими проектами, оформлял книги и расписывал фарфор в духе супрематизма. С 1930 по 1935 он был художественным редактором журналов «Большевистская смена» и «Юные ударники». С середины 1930-х Рождественский жил в Москве. Тогда началась его совместная работа с Н.М. Суетиным над оформлением Советского павильона на Всемирной выставке «Искусство и техника в современной жизни» (1937) в Париже, где Рождественский был удостоен Гран-при, затем последовала совместная работа на Всемирной выставке в Нью-Йорке «Мир завтрашнего дня» (1939).

 Рождественский К.И. Советская национальная выставка в Париже

   Впоследствии Рождественский был главным художником Всемирных выставок в Брюсселе. Он работал также в Академии архитектуры и Академии художеств, был заместителем главного художника Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, работал на всесоюзной строительной выставке, оформлял многочисленные советские выставки за рубежом, Всесоюзные художественные выставки в Москве, был куратором декоративно-прикладного искусства в Союзе художников СССР. Однако, безусловно, самым важным делом для художника была живопись. Он основывался на идеях К.С. Малевича, но полотна Рождественского менее категоричны, им свойственна более живописная фактура, в них нет подчеркнуто резких контрастов, не ограничена цветовая гамма. В картинах ощущаются твердый фундамент, культура формы и энергия живописных масс. Среди работ навеянных композициями учителя, - «СУПРЕМАТИЗМ, КРЕСТЬЯНКА» (1933), где конкретность обобщенной фигуре придают грабли в невидимой зрителю руке. Рождественский писал крупными мазками, часто большими свободными ударами кисти. Обычно это одна или несколько (не более трех) фигур в пространстве, где основную часть фона составляет гладко написанное, чаще всего синее, небо. Пейзаж занимает небольшую часть холста у горизонта и намечен четкой черной полосой. Иногда это простор полей, охарактеризованных более конкретно, но всегда главное внимание уделено фигурам людей. Как правило, это «полуобразы», без изображения лица. Таковы «ПАСТУХ» (1932-1933, ГТГ), «УРОЖАЙ», «ТРИ ГРАЦИИ» (обе - 1934). В основном на картинах — крестьяне, мужские и женские фигуры, порой, как, например, в работе «СИБИРЯК» (1933-1934), с конкретными чертами лица. Позади фигур светится яркое голубое небо. На таком фоне темный силуэт приобретает особую монументальность. Одни из самых мощных живописных монументальных образов предстают в картинах «ЖЕНСКАЯ ФИГУРА» и «ЖЕНЩИНА» (обе - 1933). Портретов у Рождественского немного. Выделяется «АВТОПОРТРЕТ» 1929 года - удивительно точный, сочетающий свободное письмо с четко определенной формой. Очень интересны и необычны пейзажи: зеленое поле с серым облачным небом, а у границы горизонта геометрическая конструкция (отзвук супрематизма) — таков, например, «СУПРЕМАТИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ. КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ» (1935).

  В 1992-1993 годах его работы были экспонированы на выставке "Великая утопия" во Франкфурте, Амстердаме, Нью-Йорке и Москве ( Государственная Третьяковская галерея ).

источники  [ 1, 3, 4, 9 ] см. Список литературы    

 

 Картины Рождественского Константина Ивановича

 Картины Рождественского Константина Ивановича