От: Бирюкова Ирина
Опубликовано: Март 22, 2010

Медунецкий Константин (Казимир) Константинович

(1899, Москва - 1935, Москва). Живописец, график, скульптор.
 
 Медунецкий Константин (Казимир) Константинович
 
 С деятельностью К.К. Медунецкого связано оформление особого направления беспредметного искусства, которое получило название конструктивизма. Медунецкий с детства был хорошо знаком с таким особым материалом, как металл. У его отца, специалиста по инженерному оборудованию зданий, была своя слесарная мастерская. Будущий художник проводил в ней много времени, в том числе и в студенческие годы, когда учился в Строгановском училище технического рисования на театрально-декорационном отделении. В училище он поступил в 1914-м и здесь подружился с братьями В.А. и Г.А. Стенбергами, которые учились на том же отделении и также любили работать с металлом. Стенберги и Медунецкий стали буквально неразлучными и часто занимались своими опытами в мастерской Медунецкого-старшего. В 1918-м году Строгановское училище было переименовано в Государственные свободные художественные мастерские. Медунецкий и Стенберги вошли в состав первого выпуска художников новой формации. В том же году они организовали Общество молодых художников (1919-1923), которое представляло собой производственно-творческое объединение. В Общество вошли многие товарищи художников по «Строгановке». Они выполняли не только станковые композиции, но и трафареты для плакатов, принимали участие в праздничном оформлении улиц. С этого времени Медунецкий и Стенберги работали вместе. Они несколько лет жили творческой коммуной и дали своей квартире название «Лаборатория   конструктивистов». Друзья, а впоследствии: и коллеги по Институту художественной культуры (Инхуку) называли этот союз «Обмоху». На творческие поиски молодых художников оказывало влияние искусство В.Е. Татлина и А.М. Родченко, однако они не копировали старших товарищей, а следовали своим собственным путем. На взгляды членов этого творческого союза повлиял интерес к различным железнодорожным сооружениям и конструкциям, в: первую очередь к мостам.
 
 В 1917-м без отрыва от учебы Стенберги занимались на военно-дорожных курсах, которые готовили прапорщиков инженерных саперных войск. В 1919-м Медунецкий и братья Стенберги одновременно с занятиями живописью и металлом начали проводить эксперименты конструктивистского плана. Они искали сочетания металлов различных цветов и создавали особые произведения — цветоконструкции. Живопись позволяла представить проект будущей цветоконструкции в металле. В самих же цветоконструкциях использовались живопись и различные материалы: стекло, стружки, металлические детали. Художники занимались также металлической скульптурой. В 1920-м Медунецкий вместе со Стенбергами стал членом Инхука. «Обжку» участвовали в дискуссии на тему конструкции и композиции. Они ориентировались на инженерную технику, поэтому основополагающими считали конструктивные свойства материалов, а не цвет, фактуру, пластику, которые были главными для старших «производственников».
 
 Результаты своих экспериментов «Обмоху» представили на выставке Общества весной в 1921, а в январе в 1922 году они провели в Москве выставку «Конструктивисты». К выставке вышел каталог, в котором был опубликован манифест конструктивистов. В том же году Медунецкий и Стенберги получили приглашение на работу в Камерный театр А. Таирова в качестве художников-декораторов. Первым стал спектакль «Желтая кофта». В составе труппы театра художники в 1923-м побывали в Париже и посетили мастерскую П. Пикассо. В следующем году Медунецкий и Стенберги оформили постановку драмы А.Н. Островского «Гроза». В 1925-м Медунецкий принял участие в работе над моделями торговых киосков для советского павильона на Международной выставке в Париже. Со второй половины 1920-х пути Медунецкого и Стенбергов разошлись. Умер в Москве в 1935 году.
 
источники  [ 1, 3, 4 ] см. Список литературы      
 
 

 картины К.К. Медунецкого