От: Бирюкова Ирина
Опубликовано: Май 19, 2009

Клюн (Клюнков) Иван Васильевич

(1873, деревня Большие Горки Владимирской губ. -1943, Москва). Живописец, график.
 
Автопортрет с пилой   Клюн, Иван Васильевич  Холст, масло  1914  710 х 620 мм  Астраханский художественный музей имени Б. М. Кустодиева
 
Автопортрет с пилой   Клюн, Иван Васильевич  Холст, масло  1914  710 х 620 мм  Астраханский художественный музей имени Б. М. Кустодиева 
 
 Клюн Иван портрет кисти Малевича
 Клюн Иван портрет кисти Малевича ( malevich.de  )
 
  И.В. Клюнков родился в крестьянской семье. В 1881 семья Клюнковых переехала на Украину. Будущий художник некоторое время жил в Киеве, учился в реальном училище и самостоятельно занимался рисованием. В 1890-х он уехал к дяде в Польшу, где окончил гимназию и прошел военную службу. В 1896 Клюнков поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Варшаве. В конце 1890-х он переехал в Москву, где работал сначала счетоводом, а затем бухгалтером. В то же время Клюнков посещал частные художественные студии и в 1903 году поступил в студию Ф.И. Рерберга. В годы учебы его художественные вкусы были традиционными. Клюнков увлекался творчеством передвижников, сам писал реалистические пейзажи. Свои работы он экспонировал в 1908-1911 гг. на выставках Московского товарищества художников, Большое впечатление на Клюнкова произвели выставка современной французской живописи в редакции журнала «Золотое руно» в 1908 году, знакомство с собранием произведений французских xyдожников С.И. Щукина выставка московского объединения «Бубновый валет« В результате художник обратился к искусству импрессионизма и постимпрессионизма («Городской пейзаж», 1911). Свои работа Клюнков представлял на выставках «Московского салона», однако он опасался, что его художественная деятельность может привести к осложнениям на службе, и подписывал свои картины «Клюнов»- или «Клюн». В студии Ф. Рерберга художник познакомился и подружился с К.С. Малевичем. Очевидно, под его влиянием в 1913— 1914 гг. он обратился к кубизму. Свои новые картины Клюн представил вместе с работами К.С. Малевича на петербургской выставке «Союза молодежи», а в 1915 принял участие в «Первой футуристической выставке Трамвай В» («Озонатор», 1914: «Граммофон», 1914; «Пробегающей пейзаж». 1915: «Кувшин», 1915), а также в «Последней футуристической выставке картин 0,10». В это время Клюн обращался не только к живописи, но и к коллажу из дощечек, фаянса, проволоки, а также к «пространственной скульптуре» («Кубистка за туалетом», «Музыкант»). Под влиянием К.С. Малевича Клюн увлекся супрематизмом («Супрематизм», около 1916; «Прямоугольники», нач. 1920-х). В 1916 г. он вошел в группу «Супремус» К.С. Малевича и в том же году экспонировал свои супрематические работы на выставке «Бубнового валета» («Удельный вес цветового эффекта», «Летящая форма», «Сферическая скульптура»). Но основное внимание художника привлекала проблема цвета. Поиски в этой области привели к некоторым изменениям его живописной манеры. Теперь Клюн изображал простые геометрические формы с размытым контуром, что создавало впечатление вибрации. Следующим шагом в этом направлении стал отход Клюна от супрематизма и следования за К.С. Малевичем. Он искал свой путь и писал, что если искусство живописи умерло, припечатанное «Черным квадратом» супрематизма, то краски не умерли, и новое искусство будет искусством цвета.
 
 После революции 1917 года Клюн, как и многие представители искусства авангарда, занимался общественной деятельностью. В 1918 г. он работал в Отделе ИЗО Наркомпроса, где заведовал Всероссийским центральным выставочным бюро, преподавал во 2-х Государственных свободных художественных мастерских дисциплину «Цвет» на факультетах живописи и керамики, В то же время он сотрудничал с Государственным фарфоровым заводом в Петрограде. Весной 1919 году Клюн представил 62 работы супрематической живописи и графики под общим названием «Искусство цвета» на выставке «Беспредметное творчество и супрематизм» в Москве. На этой выставке художник объявил о своем окончательном разрыве с супрематизмом и обращении к «живому» искусству цвета. В 1920 он стал членом Института художественной культуры (Инхука), но из-за творческих разногласий вскоре покинул его. В 1922-1923 годах Клюн писал беспредметные «сферические композиции* («Линейное построение», 1922: «Сферическая композиция», 1922; «Композиция. Построение по органическому и декоративному принципам», 1920-1923). В 1924-1925 годах он вел исследовательскую работу в формально-исследовательском отделе Музея живописной культуры, где изучал взаимосвязь цвета и формы. В 1925 г. на первой выставке Общества станковистов (ОСТ) художник экспонировал картины, написанные по выработанному им цвето-световому принципу.
 
 Во второй половине 1920-х Клюн вернулся к фигуративной живописи. Свое искусство на новом этапе он определил как «конструктивный реализм». Художник писал предметные композиции, главным образом натюрморты («Посуда», 1925: «Натюрморт с керосиновой лампой»: «Чайный стол» оба — вторая половина 1920-х), которые впервые показал на выставке общества «Четыре искусства» в 1926 г.. Сам Клюн считал этот период закономерным при переходе к предметной живописи. Его позиция вызвала резкую критику со стороны К.С. Малевича. Он писал Клюну письма, на которые тот язвительно отвечал, что «пора выбираться из пустыни беспредметной, иначе крышка, уже появилась лирика, значит, дело плохо». Свою художественную и общественную деятельность Клюн совмещал с бухгалтерской службой, именно с должности бухгалтера он в 1927 по состоянию здоровья вышел на пенсию. Теперь у него появилась возможность полностью посвятить себя искусству, и в том же году Клюн вступил в Общество русских скульпторов, на Второй выставке которого представил беспредметную скульптуру «Электрификация”. В это время он также оформлял малотиражные книги А. Крученых, а для заработка рисовал плакаты «Совкино» и цветы для Треста зеленых насаждений. Однако в начале 1930-х тучи сгустились над художником. Его беспредметные работы подверглись критике за «формализм», а в 1934 году был арестован сын Георгий. Художник перешел к занятиям реалистическим искусством, писал портреты, жанровые композиции   («Косцы»,   1930-е годы). 
 
 В конце 1930-х он работал по заказу Института лесного хозяйства и рисовал с натуры иллюстрации для книги «Пороки древесины». Заказчики были очень довольны, но эти работы не удовлетворяли Клюна. Он писал в своем дневнике в конце 1930-х -начале 1940-х, что всегда был передовым человеком и боролся за новые формы в жизни и искусстве и хочет оставаться искренним. «У нас нет социалистического реализма, а есть "реализм эпохи социализма", одетый в форму предыдущих эпох. Работа над созданием формы социалистического реализма подменена борьбой с формализмом». В это время не только творческие, но и личные беды не оставляли художника: в 1939 году умерла жена, а в 1942 погиб на фронте сын Георгий.
 
по материалам  [1] см. Список литературы     
 

Галерея картин Клюнкова И.В.