От: Бирюкова Ирина
Опубликовано: Март 22, 2010

Машков Илья Иванович, картины, биография

(1881, станица Михайловская области войска Донского, ныне Волгоградская обл. — 1944, Москва). Живописец.

 Машков Илья Иванович
 
 И.И. Машков родился на Дону, в крестьянской семье. В 1889 родители отдали его в приходскую школу, а затем «в люди», поскольку материальные обстоятельства семьи были тяжелыми. В юности художник в равной мере увлекался техникой и живописью. В 1899 Машков познакомился с учителем рисования Борисоглебской мужской гимназии Н.А. Евсеевым, который посоветовал ему поступать в МУЖВЗ. В 1900-м Машков поступил в Училище. Его учителями были К.А. Коровин и В.А. Серов. В 1904-м он прервал занятия в Училище и открыл частную студию живописи и рисунка, которая просуществовала до сентября 1917-го. В студии занимались такие известные впоследствии мастера, как P.P. Фальк, И.В. Клюн, А.А. Осмеркин, В.И. Мухина. После революции 1917 года эта студия была преобразована в Центральную студию АХРР, она была самой популярной в Москве. В 1908-м Машков совершил первое путешествие за границу. Произведения импрессионистов и постимпрессионистов оказали большое влияние на художника на раннем этапе его творчества. По возвращении из-за границы он вернулся в Училище, которое посещал до 1909 года.
 
 

 Галерея картин Машкова И.И.

 
 зал 1
 
Машков Илья Иванович, картины
 
 
 
 
 В 1907-м Машков познакомился с П.П. Кончаловским. Это знакомство переросло в крепкую дружбу. В 1911-м художники создали объединение «Бубновый валет». В отчете о его деятельности сказано: «Общество имело в виду дать московской публике возможность познакомиться с новейшими течениями в искусстве не только России, но и Европы». В своих ранних полотнах Машков синтезировал разные культурные и художественные элементы: от народной картинки-лубка и вывески до элементов, свойственных произведениям Ван Гога и Сезанна. В автобиографии художник писал: «Я замечал, что у меня на холсте получается нечто напоминающее Сезанна, Ван Гога. Мои работы этого времени больше напоминают современных французских мастеров». Живопись молодого художника вызывала негодование у профессуры Училища, дело дошло до отчисления. В 1909-м на выставке «Золотого руна» работы Машкова ругали больше всех. Пейзажи, портреты, натюрморты отличали нарочитая деформированность натуры и чувственная конкретность образов, грубоватая экспрессия контурного рисунка ( сочная, пастозная манера письма («ФРУКТЫ НА БЛЮДЕ», 1910, ГТТ; «КАМЕЛИЯ», 1913, ГТГ; «ДАМА ( ФАЗАНАМИ», 1911, ГРМ) Картина «СИНИЕ СЛИВЫ» (1910, ГТГ) - программная работа этих лет. Разложенные фрукты образуют статичную декоративную композицию Живописное решение натюрморта скорее условное, нежели реальное. Художник, как ремесленник, не писал, а делал картину, что приближает живопись к народному творчеству - вывескам, лубкам. К середине 1910-х живописная стихия в работах Машкова успокоилась, акцент сместился к передаче фактуры. Большие но размеру полотна наполнились столь же преувеличенно громадными плодами, женскими фигурами. Натюрморты и портреты обставлялись пышными аксессуарами, интерьерами («НАТЮРМОРТ С ПАРЧОЙ», 1914; «НАТЮРМОРТ С ФАРФОРОВЫМИ ФИГУРКАМИ»; «НАТЮРМОРТ. ЗЕРКАЛО И ЧЕРЕП», 1919, ГРМ).
 
   1-й выпуск художественной мастерской Ильи Машкова. Москва, 1920 г.
 
 1-й выпуск художественной мастерской Ильи Машкова. Москва, 1920 г.
 
 На начало 1920-х приходится новый этап в творчестве Машкова, в котором большое место занимает тема Москвы. Художник написал ряд пейзажных композиций, отличающихся острой декоративностью, причудливостью силуэтов, цветовой контрастностью. Илья Иванович называл свои пейзажи «подносами» за их удивительный сказочно-фантастический характер.
 
В 1924-м художник создал самые знаменитые московские натюрморты - «СНЕДЬ МОСКОВСКАЯ. МЯСО, ДИЧЬ», «СНЕДЬ МОСКОВСКАЯ. ХЛЕБЫ» (обе — в ГТГ). Об этих своих работах Машков писал: «...мне хотелось в этом незамысловатом сюжете показать реалистическое искусство... "Мясо, дичь" — я придерживался сознательно старых великих мастеров-классиков. "Хлебы" — это наша московская рядовая пекарня своего времени, примерно Смоленский рынок, и композиция как бы безалаберная, нескладная, но нашенская, московская, тутошняя, а не парижская. Мясной натюрморт внешностью эффектнее, классичнее, а "Хлебы" — наша матушка Россия, ты моя родная, хлебная, оркестровая, органная, хоровая...». С поразительной живописной силой воплощена материальность, осязаемость предметов, убедительно передана их фактура, мастерски построена композиция, гармонична цветовая гамма. Художник много работал и в последующие годы, но созданное им в поздний период было ниже его возможностей.
 
 В 1928-м Илья Иванович стал членом АХРР. Он занимался преподавательской работой во Вхутемасе-Вхутеине (1918 -1930). Художник умер в Москве 20 марта 1944 года.
 
источники   см. Список литературы (1, 3, 4, 10)


выдвижная кровать фото