От: Бирюкова Ирина
Опубликовано: Октябрь 28, 2009

Штеренберг Давид Петрович

(1881, Житомир - 1948, Москва). Живописец, график, художник театра.

Штеренберг Давид Петрович
 
 
  Давид Петрович Штеренберг занимает особое место в истории русского искусства XX столетия. Его творчество формировалось в Париже в атмосфере разнообразных новейших течений, однако художник сумел усвоить этот опыт и выработать свой собственный и неповторимый стиль. Штеренберг с детства любил рисовать. Когда ему было пятнадцать лет, родители отправили его работы в Петербургскую Академию художеств, но принят юноша не был. К сожалению, у семьи не хватало средств для того, чтобы дать сыну художественное образование частным образом. К любимому делу Штеренберг смог обратиться только в зрелом возрасте, когда ему было уже больше двадцати лет. Он уехал в Одессу и начал заниматься в частных художественных студиях. В 1906 Штеренберг отправился в Вену, а в 1907 переехал в Париж. Здесь он поселился в мастерской в знаменитом «Улье», в то время интернациональном центре богемы Парижа. Штеренберг занимался в академии Витти (1907-1912), где живопись преподавал знаменитый голландский художник ван Донген. Вскоре Штеренберг был признан одним из лучших учеников и освобожден от платы за обучение. Он не стал приверженцем какого-либо из наиболее популярных течений современного искусства, хотя интерес к ним заметен в его самых ранних работах («ОБНАЖЕННАЯ», 1908-1909; «ЦВЕТЫ И ГИПС», 1908-1909; «ПРЕДМЕСТЬЕ ПАРИЖА», 1909, Киевский музей русского искусства). С первых лет учебы в Париже Штеренберг начал заниматься натюрмортом, и этот жанр будет преобладать в его искусстве на протяжении всего творческого пути. Многообразие предметного мира и назначения вещей, их формы, цвета, материала стало настоящей страстью художника. Как и кубисты, Штеренберг в своих работах стремился раскрыть внутреннюю структуру вещи, которая в его произведениях превращалась почти в тайну, но в отличие от кубистов он никогда не разлагал внешние очертания предмета.
 
  В период обучения Штеренберг ненадолго увлекся импрессионизмом («ПАРОХОДЫ НА СЕНЕ», 1912-1914), затем обратился к наследию П. Сезанна. В натюрмортах середины 1910-х художник стал подчеркивать объем предметов, выявлять их геометрическую структуру («НАТЮРМОРТ С СИНИМ КОФЕЙНИКОМ», 1913 — 1914; «МАСЛО И КРАСКИ», 1912; «ГРУШИ И СИФОН», 1912; «АЙВА», 1912). В пейзажах этого периода Штеренберг, изображая реальную местность, стремился придать виду «изначальную» форму и словно освободить от субъективного впечатления («ЗАСОХШЕЕ ДЕРЕВО», 1914; «ВИД ИЗ ОКНА», 1913). Уже в 1912 художник получил признание в Париже. Его картины были приняты на Весенний салон, Салон Независимых и Осенний салон. Появились покупатели его работ. В то же время художник обращался и к искусству портрета («ПОРТРЕТ Н.Д. ШТЕРЕНБЕРГ», 1913; «ПОРТРЕТ ЭДГАРА», 1914; «МУЖСКОЙ ПОРТРЕТ. ПОЭТ МАДЗИН)», 1914). В 1914, незадолго до начала Первой мировой войны, Штеренберг приезжал в Россию навестить родных. В Житомире и Киеве он написал большое количество работ («У РЕКИ. ЖИТОМИР», «ВИД НА ДНЕПР», «КИЕВ. БАЗАР ПОСЛЕ ЗАКРЫТИЯ», «ДВОР ГОСТИНИЦЫ. КИЕВ», «ПОРТРЕТ ОТЦА И СЕСТРЫ»). После возвращения в Париж он выставил житомирские и киевские работы в Салоне Независимых, и они были тепло встречены критикой. Однако в это время художник был еще в поиске. Он порой обращался к кубизму («ПЕЧКА», 1914, ГТГ), приближался к футуризму и символизму в картинах на тематику парижской богемы («БАЛ В БЮИЛЛЬЕ», «ТАНЕЦ», обе - 1913-1914). Но эти эксперименты привели к окончательному оформлению характерных особенностей художественного мышления Штеренберга: знание вместо оптического видения предмета, абсолютный покой вещей («ЗАВТРАК», 1916; «ТАРЕЛКА С ВИШНЯМИ», 1916; «КРАСНЫЙ НАТЮРМОРТ», 1916). В 1917, после революции в России, перед Штеренбергом встал выбор: принять французское гражданство или немедленно вернуться на родину. Он выбрал второе и сразу был назначен комиссаром по делам искусств в Петрограде, а после переезда правительства в Москву в 1918 — заведующим отделом ИЗО Наркомпроса, который возглавлял до 1920 года. Штеренберг занимался непосредственным проведением в жизнь художественной политики советского государства. В эти годы художником написаны знаменитые «аскетические» натюрморты, отражающие отсутствие продуктов в стране в то время («СЕЛЕДКИ», 1917-1918, ГТГ; «ПИРОЖНОЕ», 1919, ГТГ; «НАТЮРМОРТ С КОНФЕТАМИ», 1919). Штеренберг был убежден, что живопись не должна подражать чему-либо из окружающего мира, а главная ее задача — конструировать новые вещи. Так появился «беспредметный» «НАТЮРМОРТ С ЛАМПОЙ» (1920). В 1920-е Штеренберг поддержал теорию мастеров русского авангарда о том, что художественное произведение тоже должно быть «хорошим изделием». Он утверждал, что задача художника заключается в создании живописных вещей живописными средствами. В это время Штеренберг отказался от геометрических форм и обратился к фактурности («НАТЮРМОРТ С КАПУСТОЙ», 1920; «НАТЮРМОРТ С ЧЕРНЫМ ПОДНОСОМ», 1924; «НАТЮРМОРТ С ЦВЕТНОЙ КАПУСТОЙ», 1920-е). Штеренберг вел активную общественную жизнь. Он являлся членом Государственного Экспертного совета, занимался преподавательской деятельностью во Вхутемасе. Как принципиальный противник беспредметного искусства Штеренберг стал одним из организаторов и председателем Общества станковистов (ОСТ). Затем к этим должностям добавились новые: в 1924 художник был назначен членом Государственного Художественного совета, членом конкурсной комиссии по рассмотрению проектов Мавзолея. В своем творчестве в 1920-х Штеренберг обратился к теме природы и написал целый цикл «ФАКТУРА И ЦВЕТ» (1921-1924), а в 1928-1929 продолжил тему в цикле «ТРАВЫ». В 1926 художник написал свое программное полотно «АНИСЬКА» (ГРМ), в котором объединил натюрморт и портрет. Это время было необыкновенно плодотворным для Штеренберга. В конце 1920-х он обратился также к работе в театре и в 1928 оформил спектакль «Человек воздуха» для Московского государственного еврейского театра, а также постановку «Деловой человек» для Московского драматического театра (бывщ. Корша). Тогда же художник много занимался графикой, которая в его творчестве очень тесно соприкасалась с живописью. Штеренберг работал в технике гравюры, обращался к ксилографии, офорту и литографии. Он не интересовался линией, а «живописал» изображения на металле, поверхности доски (офорты «Натюрморт с окном», «Натюрморт с корзиной и яблоками», «Натюрморт со стаканом и бутылкой»).
 
  В конце 1920-х Штеренберг также много занимался книжной иллюстрацией. К его самым известным работам относится оформление сборника стихов Р. Киплинга «40 норд — 50 вест» (1931). Штеренберг иллюстрировал произведения Бабеля, Гюго, Эренбурга, Маяковского. В это время он не оставлял занятий живописью. Портрет жены и дочери Фцалки «СЕМЬЯ ХУДОЖНИКА» (1929) принадлежит к числу самых знаменитых работ художника. На протяжении 1930-х Штеренберг продолжал писать натюрморты, но теперь в его палитре стали намного чаще встречаться, нежные тона («НАТЮРМОРТ С РЮМКОЙ И ЯБЛОКОМ», «НЕЗАБУДКИ», «ЦВЕТЫ В СТАКАНЕ»), В 1940-х общая тенденция возрождения реалистических традиций оказала влияние и на искусство Штеренберга («НАТЮРМОРТ С ЧАЙНИКОМ», 1944; «СИНЯЯ КРУЖКА С ВЕРБОЙ», 1940-е; «КОЛОКОЛЬЧИКИ», 1946). Но даже эти работы несут в себе особое видение мира этого большого мастера. Уже в самом конце жизни, в конце 1940-х, Штеренберг создал цикл небольших по размеру картин «Библейские мотивы» (1947-1948). Умер Штеренберг  1 мая 1948 года в Москве.
 
источники: [1, 6] см. Список литературы   
 

 
Галерея картин Штеренберга Д.П.